<Письмо> Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РК от 31.08.2015 N 03-17/10 "Об организации обучения по индивидуальному учебному плану"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 31 августа 2015 г. № 03-17/10

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми (далее - Управление) обеспокоено участившимися обращениями граждан по вопросам организации обучения обучающихся по индивидуальному учебному плану. В 2014 - 2015 учебном году в ходе проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выявлены многочисленные нарушения требований законодательства об образовании при организации обучения по индивидуальному учебному плану. В связи с вышеизложенным Управление разъясняет следующее.
Пункт 23 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") определяет, что индивидуальный учебный план - это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Право обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану закреплено пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Реализация академического права обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется в пределах осваиваемой основной образовательной программы на уровнях общего образования и профессионального образования, дополнительного образования.
Считаем необходимым указать на то, что понимание под индивидуализацией обучения только организацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении, является ошибочным и приводит к нарушению прав граждан на обучение. Правом на обучение по индивидуальному учебному плану обеспечен каждый обучающийся, имеющий особые образовательные потребности (обучающиеся, показывающие высокие достижения в интеллектуальных мероприятиях, добившиеся высоких результатов в спорте, искусстве и многие другие), в том числе обучающиеся, временно находящиеся на санаторно-курортном лечении, в медицинских учреждениях.
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану устанавливается локальным актом образовательной организации самостоятельно.
Требования к учебному плану, в том числе к индивидуальному учебному плану, установлены статьей 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а именно - учебный план является документом, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Все перечисленные признаки учебного плана должны найти отражение при формировании индивидуального учебного плана.
Индивидуальный учебный план составляется на основе учебного плана образовательной организации как основного механизма реализации основной образовательной программы.
При формировании учебных планов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами необходимо руководствоваться требованиями приказов Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования",
- от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования",
- от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) в учебных планах устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Образовательные организации обязаны обеспечить разработку и утверждение образовательных программ для реализации индивидуальных учебных планов в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В индивидуальных учебных планах, формируемых образовательными организациями, должны быть представлены все предметные области и учебные предметы обязательной части, а также части, формируемой участниками образовательных отношений, которые предусмотрены учебным планом школы.
По согласованию с участниками образовательных отношений (обучающимися и их родителями (законными представителями) часть учебных часов, предусмотренных индивидуальным учебным планом, возможно передать на самостоятельную учебную работу. При этом необходимо помнить, что общая величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) в индивидуальных учебных планах не должна расходиться с величиной недельной образовательной нагрузки по соответствующему классу в учебном плане образовательной организации.
Содержание самостоятельной работы обучающегося в обязательном порядке должно быть определено в рабочей программе по соответствующему учебному предмету.
При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Выбор вариантов проведения уроков, соотношение индивидуальной, групповой и самостоятельной работы определяется образовательной организацией в зависимости от особенностей, определивших переход обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану.
Индивидуальным учебным планом может быть предусмотрено уменьшение нормативного срока освоения основной общеобразовательной программы того или иного уровня общего образования за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения основной общеобразовательной программы на каждом уровне общего образования составляет не более одного года. Оценка динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся, а также фактический уровень освоения образовательной программы и достижения результатов освоения программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов определяется в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.
Индивидуальный учебный план для детей с ограниченными возможностями здоровья может предусматривать увеличение нормативного срока освоения основной общеобразовательной программы того или иного уровня общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) в соответствии федеральными государственными образовательными стандартами.
Особо отмечаем, что индивидуальный учебный план для детей-инвалидов должен формироваться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
На весь период обучения обучающегося по индивидуальному учебному плану образовательная организация обязана обеспечить его психолого-педагогическое сопровождение, управление самостоятельной учебной работой по освоению образовательной программы.
При реализации образовательных программ посредством индивидуального учебного плана могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе, при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Также обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано с использованием сетевой формы реализации образовательных программ.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся по индивидуальному учебному плану осуществляются в соответствии с нормативным локальным актом образовательной организации, регламентирующим данные вопросы. По вопросам осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся Управлением даны подробные разъяснения в письме от 15.07.2015 № 03-17/08.
Порядок фиксации пройденного учебного материала и результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в документах общеобразовательной организации (классных журналах, журналах индивидуального обучения, дневниках учащихся и иных установленных документах) определяется локальным актом образовательной организации. Представляется очевидным, что при организации индивидуального обучения, по причине индивидуализации содержания рабочих программ учебных предметов, отметки целесообразно сначала выставлять в журнал индивидуального обучения. Периодичность переноса отметок в классный журнал определяется образовательной организацией самостоятельно.
При организации работы педагогов с обучающимися по индивидуальному учебному плану важно учитывать положения части 6 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями, а соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом образовательной организации. Таким образом, режим работы учителей по индивидуальному учебному плану также регламентируется на уровне образовательной организации.
Управление обращает внимание на типичные нарушения законодательства об образовании при организации обучения по индивидуальному учебному плану:
1. В образовательной организации отсутствуют:
- локальный нормативный акт о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, распорядительные акты об организации обучения по индивидуальному учебному плану (пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации");
- документальные подтверждения оснований для организации обучения по индивидуальному учебному плану (часть 5 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
2. В индивидуальных учебных планах, формируемых образовательными организациями, не представлены все обязательные для изучения предметные области и учебные предметы; перечень, наименования учебных предметов и структура индивидуального учебного плана не соответствуют установленным требованиям (статья 5, части 5, 7 статьи 12, пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
3. Допускается несоответствие перечня и наименований учебных предметов в рабочих программах расписанию учебных занятий по индивидуальному учебному плану; расписание учебных занятий не соответствует календарному учебному графику (части 5, 7 статьи 12, пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
4. Отсутствуют рабочие программы по учебным предметам индивидуального учебного плана (части 5, 7 статьи 12, пункт 6 части 3 статьи 28, пункт 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"); структура рабочих программ по учебным предметам индивидуального учебного плана не соответствует требованиям, установленным образовательной организацией (пункт 6 части 3 статьи 28, часть 1 статьи 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
5. Индивидуальным учебным планом не определены формы промежуточной аттестации обучающихся (пункт 10 части 3 статьи 28, часть 1 статьи 58 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
6. Наименования учебных предметов в журналах учета индивидуальных учебных занятий, классных журналах не соответствуют наименованиям в индивидуальном учебном плане; в журналах учета индивидуальных занятий отсутствуют записи о дате занятия, содержании пройденного материала, домашнем задании; содержание пройденного материала, указанного в журнале учета индивидуальных учебных занятий, не соответствует рабочей программе по учебному предмету (часть 7 статьи 28, пункт 1 части 1 статьи 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", пункт 10 Порядка).
7. В классных журналах отсутствует информация об обучающемся по индивидуальному учебному плану (пункт 11 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
8. В ходе обучения по индивидуальному учебному плану не обеспечивается в полном объеме реализация образовательных программ (пункт 1 части 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
9. Не обеспечивается соблюдение прав родителей (законных представителей) на ознакомление с индивидуальным учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, на ознакомление с оценками успеваемости обучающегося (пункт 1, 4 части 3 статьи 44 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Данный подход к организации обучения по индивидуальным учебным планам свидетельствует о нарушении прав граждан на образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и квалифицируется как административное правонарушение по части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях недопустимости нарушений прав граждан на образование Управление рекомендует руководителям образовательных организаций:
1. привести локальные акты образовательной организации, регламентирующие организацию индивидуального обучения, в соответствие с требованиями законодательства об образовании;
2. систематически проводить разъяснительную работу с родителями (законными представителями) обучающихся по организации обучения по индивидуальному учебному плану;
3. осуществлять внутриучрежденческий контроль (в соответствии с планом контроля) за организацией индивидуального обучения обучающихся.

Начальник Управления
Н.ЯКИМОВА


------------------------------------------------------------------