Приказ Министерства образования РК от 06.10.2015 N 735 "О Республиканском конкурсе "Моя малая родина: природа, культура, этнос"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 6 октября 2015 г. № 735

О РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА:
ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ЭТНОС"

С целью воспитания у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию Республики Коми, направленных на формирование экологической культуры подрастающего поколения, приказываю:
1. Провести с октября 2015 года по январь 2016 года Республиканский конкурс "Моя малая родина: природа, культура, этнос" (далее - Конкурс).
2. Утвердить Положение о Конкурсе (Приложение 1).
3. Поручить организацию и проведение Конкурса ГУДО РК "Республиканский центр экологического образования" (Сивкова М.Г.).
4. Руководителям органов управления образованием администраций муниципальных образований городских округов и муниципальных районов:
4.1. Довести данный приказ до сведения руководителей образовательных организаций.
4.2. Провести организационную работу по участию детей в Конкурсе.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Минина И.В.

И.о. министра
С.МОИСЕЕВА-АРХИПОВА





Приложение 1

Утверждено
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
от 6 октября 2015 г. № 735

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОНКУРСЕ "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА:
ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ЭТНОС"

1. Общие положения

1.1. Республиканский конкурс "Моя малая Родина: природа, культура, этнос" (далее - Конкурс) проводится с целью воспитания у детей и молодежи ценностного отношения к природному и культурному окружению, а также толерантности и уважения к культурам других этносов, населяющих территорию Республики Коми, направленных на формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Задачи Конкурса:
- привлечение внимания детей и взрослых к комплексному изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины, национального ландшафта;
- развитие патриотического отношения к родной земле, поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействие духовной привязанности к ней;
- выявление и поддержка творческой инициативы педагогов, детей и подростков, изучающих взаимоотношения этноса и природной среды, способствующей сохранению культурного и природного наследия;
- распространение этического отношения к природе, основанного на общечеловеческих и этноконфессиональных нравственных ценностях;
- развитие толерантности в межкультурном и межэтническом диалоге, направленном на поиск путей формирования экологической культуры;
- содействие социальной адаптации и самоопределению детей и подростков путем их привлечения к деятельности по тематике Конкурса.
1.2. Учредителем Конкурса является Министерство образования Республики Коми. Организацию и проведение Конкурса осуществляет ГУДО РК "Республиканский центр экологического образования" (далее - РЦЭО) при поддержке заинтересованных организаций и ведомств.
1.3. Конкурс является региональным этапом Всероссийского конкурса "Моя малая родина: природа, культура, этнос".

2. Участники Конкурса

2.1. В Конкурсе могут участвовать учащиеся образовательных организаций Республики Коми в возрасте с 12 до 18 лет, проявляющие интерес к изучению и сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.
2.2. Допускается индивидуальное и коллективное участие.

3. Содержание, сроки и порядок проведения Конкурса

3.1. Конкурс проводится по следующим номинациям:
для учащихся в возрасте с 12 до 14 лет:
- "Живой символ малой родины" (рассматриваются живописные художественные работы (рисунок, эскиз, эмблема, герб и др.), в которых авторы представляют "живой символ малой Родины" и письменное обоснование его выбора (сочинение), где требуется аргументировать, именно его предпочтение - в чем заключается его уникальность или характерность для республики, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т.д.).
для учащихся в возрасте с 14 до 18 лет:
- "Гуманитарно-экологические исследования" (рассматриваются учебно-исследовательские работы, посвященные изучению истории взаимоотношений этноса и природы, отражения природы в культуре этноса, а также влияния этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользованию);
- "Эколого-краеведческие путеводители" (рассматриваются эколого-краеведческие путеводители и описания маршрутов, знакомящие с культурным и природным наследием малой родины, направленные на развитие экологического туризма);
- "Публицистика в защиту природы и культуры" (рассматриваются статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, а также видеосюжеты, посвященные проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия и выражающие личное понимание проблемы взаимоотношения жизни этноса и природной среды);
- "Традиционная культура" (рассматриваются практические проекты, направленные на сохранение и воспроизведение явлений нематериальной культуры - песен, танцев, игр, обрядов и др., отражающих взаимоотношения этноса с природным окружением, а также предметов материальной культуры - одежды, утвари, продуктов питания и др. с использованием природных материалов, а также отражающих природные объекты и явления).
3.2. В конкурсных работах всех номинаций должны рассматриваться вопросы взаимосвязи между культурным и природным окружением этноса, например:
- история природопользования и охраны природы;
- традиционное природопользование и окружающая среда;
- природные промыслы, изделия из природных материалов;
- природные объекты и явления в культуре этноса, его религии, верованиях, обрядах, фольклоре, топонимике, орнаменте и др.;
- природа в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.);
- сакральные природные объекты;
- травы и иные природные средства в народной медицине;
- экологические аспекты образования поселений;
- природные и культурные достопримечательности при определении рекреационной значимости территории;
- отношение к природе в различных этнических, конфессиональных, социальных, профессиональных и иных общностях.
Участники Конкурса не ограничены данным перечнем в выборе темы и могут избирать ее свободно, однако содержание конкурсных работ должно соответствовать общей теме Конкурса.
3.3. Конкурс проводится с октября 2015 года по январь 2016 года.
3.4. Формы представления конкурсных работ:
- учебно-исследовательская работа - в номинации "Гуманитарно-экологические исследования";
- путеводитель или описание маршрута, тропы - в номинации "Эколого-краеведческие путеводители";
- публицистическое произведение (статья, эссе, очерк, видеосюжет и т.п.) - в номинации "Публицистика в защиту природы и культуры";
- проекты (предметы материальной культуры) и видеозаписи исполнения народных произведений (с аннотациями) - в номинации "Традиционная культура";
- глубина проработанности и осмысления материала;
- значимость и обоснованность выводов;
- практическая значимость и (или) научная новизна исследования;
- качество оформления (структура, наглядно-иллюстративный материал и др.).


3. Требования к работам номинации
"Эколого-краеведческие путеводители"

3.1. Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.
3.2. Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута.
3.3. Прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.) могут быть представлены в произвольном виде. Главные требования к ним - наглядность, точность и информативность.
3.4. В тексте могут раскрываться следующие вопросы:
- история поселения(-й): возникновение, археология, топонимика, развитие;
- природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительность и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);
- сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);
- население (численность, социальный, этнический и религиозный состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т.п.);
- основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);
- традиции населения (фольклор, религия; духовная жизнь и досуг: праздники, гуляния, обряды и т.д.);
- современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др. проблемы края, пути их решения).
3.5. Текст путеводителя составляется в свободной форме. Логика изложения может быть систематической (от природы к истории, культуре и современности), хронологической, географической (в порядке движения по маршруту) или иной. Подбор фактов, последовательность и форма их изложения - на усмотрение авторов. Описывать все подряд не обязательно, главное показать самое интересное в природе и культуре края. В начале или в конце путеводителя приводятся сведения о его апробации и использовании.
3.6. При использовании сведений из литературы или иных источников, ссылки на эти источники обязательны.

Критерии оценки эколого-краеведческого путеводителя:
- стиль изложения, выразительность;
- степень информативности описания;
- использование комплексного, междисциплинарного подхода;
- достоверность и уровень подачи сведений о природе;
- достоверность и уровень подачи культурологических и этнологических сведений;
- оформление, наглядность работы (качество иллюстраций, структура);
- качество картографического материала;
- возможность и удобство использования материала в экскурсионной работе;
- использование авторами собранного материала в экскурсионной работе.

4. Требования к работам номинации
"Публицистика в защиту природы и культуры"

4.1. Публицистические произведения пишутся в свободной форме. Их объем не должен превышать 40000 знаков (примерно 20 страниц). Видеосюжеты (файлы, записанные на CD и DVD) по продолжительности не должны превышать 7 минут.
4.2. К работе прилагается сопроводительный текст (объем - не более 2 стр.), содержащий сведения об авторе помимо анкетных (интересы, опыт творчества и т.п.) и сведения о работе (цели и обстоятельства написания). Если материал был опубликован, указываются выходные данные, а также отклики на публикацию (если были). Указывается, как используется произведение в работе по сохранению природного и культурного наследия.

Критерии оценки публицистического произведения:
- актуальность поднятой проблемы;
- глубина осмысления темы;
- компетентность автора в вопросах экологии, культурологии и этнологии;
- информативность;
- адекватность содержания поставленной проблеме, внутренняя логика;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода;
- оригинальность концепции и изложения;
- образность, характер детализации, стилистическая грамотность;
- наличие опубликованного материала по заявленной теме (в том числе в сети Интернет).

5. Требования к работам номинации "Традиционная культура"

5.1. Проект должен состоять из 2-х разделов:
- история вопроса (соответствует теме проекта), где раскрывается его актуальность, цель и задачи; описание особенностей (национальные костюмы, предметы быта, рукоделие, культ, песни, танцы, обряды, игры и др.), а также технология;
- практические результаты, где необходимо продемонстрировать практическую значимость содержания первого раздела проекта. Это может быть проведение какого-либо праздника, обряда, игр и др.
Желательно иметь в приложении наглядный материал (по усмотрению автора - видеозаписи на DVD- и CD-дисках, фотографии, рисунки и др.).
Натуральные экспонаты на Конкурс не принимаются.

Критерии оценок работ номинации "Традиционная культура":
- соблюдение требований к оформлению проекта;
- объем и глубина проработки изученного материала;
- применение комплексного междисциплинарного подхода;
- соответствие содержания проекта с традициями изучаемого региона;
- полнота и точность воспроизведения;
- техника изготовления предмета или исполнения произведения;
- соответствие стиля подачи материала представляемой традиции;
- качество иллюстративного материала:
- фотографии - качество и композиционное решение;
- видеофрагменты - режиссура и операторская работа;
- практическая значимость проекта.

6. Требования к работам номинации
"Живой символ малой родины"

Под "живым символом" понимается объект живой природы (определенный вид животных и растений), характерный или уникальный для местности, в которой проживают участники Конкурса: "изюминка" родного села, города, района, области, края, республики.
Под понятием "животное-символ" подразумеваются виды насекомых, рыб, земноводных и пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
Под понятием "растение-символ" подразумеваются виды низших и высших растений (как травянистых, так и кустарников и деревьев).
Авторы самостоятельно выбирают "живой символ".
Помимо представления живописной работы, авторы также должны приложить письменное обоснование выбора "живого символа", в котором требуется аргументировать именно его предпочтение (в чем заключается его уникальность или характерность для края, интересные факты, связь с местными традициями и жизнью населения и т.д.).
Для участия в Конкурсе надо выбрать, изобразить и обосновать по одному животному и растению для каждой местности, где проживает участник Конкурса.
6.1. Работы по данной номинации представляются в виде художественного изображения животного или растения, являющегося живым символом той или иной территории, района, населенного пункта. Это может быть рисунок, аппликация, эскиз, эмблема, герб и т.д.
6.2. От каждого участника или коллектива ожидается не более чем по два рисунка (художественной работы) и два обоснования-сочинения (животное-символ и растение-символ соответственно).
На конкурс принимаются художественные работы (рисунки) размером формата А4 (стандартный альбомный лист размером 210 на 297 мм). Работы на Конкурс следует посылать в конверте, проложенные плотным картоном. Скручивать работы нельзя. На обратной стороне каждого рисунка, в левом верхнем углу необходимо написать данные об авторе(-ах): Ф.И.О., место проживания автора(-ов), почтовый адрес, возраст, номер школы, класс, название работы.
6.3. К каждой работе необходимо приложить сопроводительный текст (сочинение, письменное обоснование в произвольной форме), объем которого должен не более трех страниц формата А4 (стандартный шрифт 12 - 14 размера через 1,5 интервала). Текст должен быть набран на компьютере. В нем также нужно повторить информацию об авторе (Ф.И.О. и указать место проживания автора(-ов), возраст, номер школы, класс, название работы).
6.4. Работы участникам Конкурса не возвращаются.
6.5. Организаторы не несут ответственности за потерю работ или за причиненный им ущерб при пересылке.

Критерии оценок работ по номинации "Живой символ малой родины":
- соответствие пояснительного текста иллюстративному материалу, его соответствие требованиям к оформлению;
- значимость объекта и обоснованность выбора, соответствие символа природным особенностям местности и культурно-историческим традициям населения;
- качество художественного изображения;
- оригинальность работы;
- информативность сопроводительного текста и качество обоснования;
- стилистика сопроводительного текста: художественность, образность, эмоциональность, убедительность;
- научность представленного материала;
- перспективность дальнейшего использования представленных объектов в символике, эмблемах, в рекламных целях, для художественного оформления улиц, зданий, помещений, различных мероприятий, изделий местной промышленности, в средствах массовой информации, на сувенирах и значках, в туристическом бизнесе и т.д.;
- применение комплексного, междисциплинарного подхода.





Приложение 2
к Положению

Анкета-заявка
на участие в республиканском конкурсе
"Моя малая родина: природа, культура, этнос"

Информация об участнике

1. Наименование муниципального органа управления образованием (государственной образовательной организации), выдвигающего кандидатов на участие в конкурсе

Наименование организации (полностью)

Адрес организации

Контактное лицо (педагог, телефон)

факс, электронная почта (если есть)


№ п/п
Название работы
Номинация
Ф.И.О. участника (полностью), возраст, дата рождения, дом. адрес, телефон
Название организации, при которой выполнена работа (полностью), название объединения, кружка, клуба
Ф.И.О. руководителя (полностью), должность, дом. адрес, телефон
Дата заполнения анкеты








Шаблон электронной анкеты скачать с сайта http://krebc.prirodakomi.ru
(раздел Мероприятия/Конкурсы/Республиканский конкурс "Моя малая родина:
природа, культура, этнос").
Анкету продублировать по выше приведенной форме на бумажном носителе и
представить вместе с конкурсными работами.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ
"О персональных данных" даю согласие в течение 5 лет использовать мои
вышеперечисленные данные для составления списков участников Конкурса,
опубликования списков на сайте, создания наградных документов Конкурса,
рассылки конкурсных материалов, использования в печатных
презентационных/методических материалах Конкурса, предоставления в
государственные органы власти, для расчета статистики участия в Конкурсе,
организации участия в выставках.

Подпись участника ____________ Подпись руководителя ____________





Приложение 3
к Положению

ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕЗИСОВ И АННОТАЦИЙ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

1. Тезисы должны содержать:
- название работы;
- фамилию, имя автора (полностью), класс;
- название организации, при которой выполнена работа;
- район и населенный пункт, из которого прислана работа;
- фамилию, имя, отчество руководителя работы (полностью).

Пример:

Древнекоми промысловый календарь

Андреев Иван, 9 класс
Княжпогостский район, г. Емва
Руководитель: Савин Петр Иванович

Далее следует текст тезисов (объемом 1 - 2 страницы). Текст должен быть набран на компьютере (формат листа А4, шрифт 14 через 1,5 интервала) и распечатан; поля - все по 2 см; красная строка в тексте - 1,25 см; в числах десятые доли отделяются знаком "." (точка), например: 2.5, 4.7; сокращения должны быть обязательно расшифрованы в тексте.
2. В тезисах в номинации "Учебно-исследовательская работа" необходимо отразить цель, задачи, методику исследования, основные результаты, полученные в результате проведенных исследований выводы; для публицистического произведения - очень краткое содержание. Названия разделов и глав в тезисах НЕ ПИСАТЬ! Текст рамочками НЕ ОБВОДИТЬ!
Приведение всех фактических и численных данных в тезисах не требуется. Допустимо использование иллюстративных материалов только в крайнем случае, если это необходимо для отражения сути работы.
3. Для номинации "Традиционная культура" предполагается аннотация - очень краткое содержание, в котором необходимо раскрыть отличительные особенности и достоинства конкурсного материала.
4. Тезисы и аннотации представляются одновременно с заявкой и конкурсной работой. Если текст тезисов превышает допустимый объем или не соответствует перечисленным условиям, Оргкомитет, в случае их опубликования, может вносить в текст изменения и сокращения.


------------------------------------------------------------------