Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 12.10.2015 N 2-439/2015 <О признании недействующими подпунктов 18, 19 приложения N 3 решения Совета МО муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 N 36 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский">



КНЯЖПОГОСТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. по делу № 2-439/2015

Княжпогостский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Петровой М.В.
при секретаре С.,
с участием старшего помощника прокурора Княжпогостского района РК Федоровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Стройматериалы" об оспаривании решения Совета МО МР "Княжпогостский" в части,

установил:

ООО "Стройматериалы" обратилось в Княжпогостский районный суд Республики Коми с заявлением об оспаривании решения Совета МО МР "Княжпогостский" от 27.04.2011 в части установления коэффициентов К2 (подпункт 18, подпункт 19 Приложения № 3), равных 40 и 60 соответственно и учитывающих размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора, в связи с тем, что в данной части нормативно-правовой акт противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582. В обосновании иска указано, что ООО "Строительные материалы" (далее - Общество) осуществляет деятельность по разработке месторождений и добыче песка и песчано-гравийной смеси на территории Княжпогостского района Республики Коми. С целью разработки месторождения "Месью" Обществом с Администрацией МО МР "Княжпогостский" был заключен договор аренды от <ДД.ММ.ГГГГ> (далее - Договор). Согласно условиям Договора Обществу в пользование были переданы следующие земельные участки: - <данные изъяты> м2 с кадастровым номером под разработку месторождения песка (далее - Участок ); - <данные изъяты> м2 с кадастровым номером под размещение автомобильной дороги (далее - Участок ). Размер арендной платы за пользование указанными земельными участками определен в порядке, установленном Решением Совета МО муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 . Принятые указанным Решением Совета МО коэффициенты решением Арбитражного суда Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> по делу признаны недействующими, поскольку не соответствовали Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, и нарушали права и законные интересы общества как хозяйствующего субъекта. Постановлением Арбитражного суда <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> решение суда первой инстанции было оставлено без изменения. В соответствии с частью 4 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. Несмотря на это, Решением Совета МО муниципального района "Княжпогостский" от <ДД.ММ.ГГГГ> в Решение Совета МО муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 были вновь введены аналогичные признанным недействующими коэффициенты К2, равные 40 и 60 (подпункты 18, 19 Приложения № 3).
Представители истца - ООО "Стройматериалы" и ответчика - АМР "Княжпогостский" в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Прокурор Федорова В.С. при установленных в суде обстоятельствах полагала, что заявленные ООО "Стройматериалы" требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Совета МО МР "Княжпогостский" от 27 апреля 2011 года утверждено Положение о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский", Приложением № 3 к которому определен коэффициент, учитывающий размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора (л.д. 5 - 15).
Заявителем оспаривается коэффициент, учитывающий размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора К2 (категория арендаторов по видам разрешенного использования земельного участка), определенный экономическим обоснованием, разработанным отделом социально-экономического развития, предпринимательства и потребительского рынка администрации МР "Княжпогостский" (л.д. 58 - 67).
Данные коэффициенты приняты Решением Совета МО муниципального района "Княжпогостский" от <ДД.ММ.ГГГГ> "О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" (л.д. 72 - 73).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно названному Постановлению арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом перечисленных в нем основных принципов, в том числе с учетом принципа экономической обоснованности. В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Поскольку рассматриваемый расчетный коэффициент (К2) является частью формулы, определяющей размер годовой арендной платы за земельные участки, то этот коэффициент непосредственно влияет на ее размер (увеличивая или уменьшая годовой размер арендной платы, поставленный также в зависимость и от кадастровой стоимости земельного участка).
Пунктом 4 Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Таким образом, из содержания приведенного выше основного принципа определения арендной платы за землю, размер арендной платы поставлен не только в зависимость от доходности земли, но и от вида разрешенного использования.
В рамках настоящего дела в целях определения законности установления размера арендной платы назначена и проведена судебная экономическая экспертиза.
Заключением эксперта Автономной некоммерческой организации <данные изъяты> установлено следующее.
В соответствии с положениями ч. 4 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 г. установлена максимальная ставка для определения арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

Порядок правоприменения указанных правил, в том числе, обозначен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 г. № 15837/11. В соответствии с позицией ВАС размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных Правительством РФ для земель федеральной собственности. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд РФ в Определении от 20.03.2015 № 303-305-2226.
Принцип экономической обоснованности, установленный Положением № 582 и в соответствии с которым должна устанавливаться арендная плата, основывается на доходности земельного участка, категории земель и виде их разрешенного использования. Ключевое слово при этом "доходность". При этом кадастровая стоимость земли, по которой с 1 января 2010 года рассчитываются платежи, уже учитывает категорию земель и доходность земельных участков. Таким образом, все ставки выше 1,5% (ставка земельного налога), предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации и ставки 2% кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренной положениями Постановления № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" необходимо обосновать.
Экономическое обоснование коэффициентов к кадастровой стоимости, применяемое для расчета величины арендной платы за землю должно содержать расчет величины коэффициента, ее нормативно-правовое, экономическое и логическое обоснование.
Экономическое обоснование к проекту решения Совета муниципального района "Княжпогостский" "О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" от <ДД.ММ.ГГГГ> таковым не является, так как фактически не содержит экономического обоснования и расчета показателей, в частности показателя К2 - коэффициента, учитывающего размер арендной платы за земельный участок от категории арендатора.
Расчеты показателя К2 в размерах 40 - для обслуживания объектов, находящихся вне населенного пункта и 60 - для строительства объектов вне населенных пунктов, объясняющих установление указанных значений (40, 60) в представленном экономическом обосновании отсутствуют.
Представленное "экономическое обоснование" по своей сути является вероятностным расчетом арендной платы за пользование земельными участками на основании средних показателей запасов и добычи полезных ископаемых, а также среднестатистических рыночных цен реализации, производимым с применением заранее установленных величин показателя К2 (40 - 60), без приведения расчета данных величин.
Значения коэффициента К2, установленные Решением Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 в размерах 40 - для обслуживания объектов, находящихся вне населенного пункта и 60 - для строительства объектов вне населенных пунктов, существенно превышают значение коэффициента (2% кадастровой стоимости), применяемого при расчете арендной платы за пользование земельными участками на основании федерального законодательства (Постановление № 582).
На основании данных и выводов, полученных в ходе проведения настоящего исследования (в т.ч. на основании полученного вывода о том, что экономическое обоснование к проекту решения Совета муниципального района "Княжпогостский" "О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" от <ДД.ММ.ГГГГ> таковым не является), в разрезе вопросов: "Соответствует ли экономическое обоснование нормам Постановления Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 г. и Постановления Правительства Республики Коми от 25.12.2007 № 314, действовавшего на день принятия Решения Советом МО МР "Княжпогостский"; "Соответствует ли экономическое обоснование (его выводы) первичной документации, использованной администрацией МО МР "Княжпогостский" при подготовке экономического обоснования", экспертом сделаны следующие выводы:
Имеют место быть противоречия между федеральным и региональным законодательством, в частности в установлении величин показателей, применяемых для расчета арендной платы за пользование земельными участками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и Решением Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский".
Так называемое экономическое обоснование к проекту решения Совета муниципального района "Княжпогостский" "О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" не соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" в частях:
Соблюдение принципа экономической обоснованности определения арендной платы за пользование земельными участками, так как значения показателей (коэффициентов), применяемых при расчете арендной платы за пользование земельными участками, не обоснованы, так как в ходе проведения настоящего исследования было установлено, что представленное "экономическое обоснование" к проекту решения Совета муниципального района "Княжпогостский" "О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" таковым не является.
При проведении расчета сумм арендной платы за пользование земельными участками представленного в "экономическом обосновании" к проекту решения Совета муниципального района "Княжпогостский" "О внесении изменений в решение Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский", не учтен факт того, что при определении кадастровой стоимости арендуемых участков уже была учтена их доходность.
Соблюдение принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев коэффициент К2, установленный Решением Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 в размерах 40 - для обслуживания объектов, находящихся вне населенного пункта и 60 - для строительства объектов вне населенных пунктов, существенно превышает значение коэффициента (2% кадастровой стоимости), применяемого при расчете арендной платы за пользование земельными участками на основании федерального законодательства (Постановление № 582).
Значения данного коэффициента также значительно превышают максимальную величину ставки земельного налога, установленной в размере 1,5%.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ч. 2 ст. 187 ГПК РФ заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы.
Доказательств, подтверждающих недостоверность выводов проведенной экспертизы, ответчиком не представлено, ходатайства о назначении повторной экспертизы не заявлено, при этом выводы эксперта являются однозначными и не содержат противоречий. Каких-либо иных доказательств в опровержение заявленных исковых требований и подтверждения своего экономического обоснования, ответчиками не представлено.
При таком положении суд находит требования ООО "Стройматериалы" о признании незаконным решения Совета МО МР "Княжпогостский" от 27.04.2011 (в ред. от 22.12.2014) в части установления коэффициентов К2 (подпункт 18, подпункт 19 Приложения ), равных 40 и 60 соответственно, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 Налогового кодекса РФ при их обращении в уполномоченные органы за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса РФ.
При обращении в суд общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается до подачи заявления, искового заявления, жалобы (апелляционной, кассационной).
Как указано в подп. 1 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ, обязанность по уплате сбора прекращается с его уплатой плательщиком.
То есть, после уплаты заявителем государственной пошлины (что является условием обращения в суд общей юрисдикции) в бюджет отношения между плательщиком и государством, связанные с уплатой государственной пошлины, прекращаются.
Далее отношения по поводу понесенных стороной по делу расходов на оплату государственной пошлины регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса РФ.
Учитывая положения вышеприведенных норм права, к возникшим правоотношениям подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, установленный нормами процессуального права, согласно которому расходы на оплату государственной пошлины должны быть взысканы в пользу истца непосредственно с органа местного самоуправления как стороны по делу.
Таким образом, государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, уплаченная заявителем при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" удовлетворить.
Признать незаконным решение Совета муниципального района "Княжпогостский" от 27.04.2011 (ред. от 22.12.2014) "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" в части установления коэффициентов К2 (подпункт 18, подпункт 19 Приложения № 3), равных 40 и 60 соответственно.
Взыскать с администрации МР "Княжпогостский" в пользу ООО "Стройматериалы" судебные расходы в виде уплаченной при подаче иска госпошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья
М.В.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------