Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 16.10.2015 по делу N 2-1169/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Совета МО муниципального района "Сосногорск" от 07.05.2015 N XLVII-406 "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета муниципального образования муниципального района "Сосногорск">



СОСНОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2015 г. по делу № 2-1169/2015

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., с участием прокурора г. Сосногорска Карчевской Р.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Белых Н.В. к Совету МР "Сосногорск" о признании решения Совета недействительным (незаконным),

установил:

Белых Н.В. обратился в Сосногорский городской суд РК с административным исковым заявлением к Совету МР "Сосногорск", с учетом уточнений просил признать решение Совета МР "Сосногорск" от <дата обезличена> <номер обезличен> недействительным (незаконным).
Требования мотивированы тем, что Решением Совета МР "Сосногорск" от <дата обезличена> <номер обезличен> принята схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета МО МР "Сосногорск" сроком на 10 лет. Административный истец считает, что при формировании избирательных участков нарушена их целостность, чем нарушаются избирательные права и гарантии истца (в одномандатный избирательный округ <номер обезличен> включены 5 микрорайон, пст. Поляна, д. Пожня).
Административный истец Белых Н.В. в суде на требованиях настаивал, просил их удовлетворить. Указал, что оспаривает решение как нормативно-правовой акт, так как его действие определено в 10 лет. Полагал, что решением Совета МО "Сосногорск" нарушены его права как кандидата в депутаты Совета МР "Сосногорск" и как избирателя.
Представитель административного ответчика Совета МР "Сосногорск" - Чура Е.К., действующая по доверенности, в суде с требованиями истца не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск, полагала, что оспариваемым решением не нарушены права административного истца.
Представитель заинтересованного лица - ТИК г. Сосногорска - Гаврилова Л.П., действующая по доверенности, в суде с требованиями истца не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на иск, полагала, что не имеется оснований для признания незаконным решения Совета.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для удовлетворения иска не имеется, и оценив представленные доказательства, суд считает, что административное исковое заявление следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела видно, что решением Совета МР "Сосногорск" от <дата обезличена> № <номер обезличен> утверждена схема избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета МО МР "Сосногорск" сроком на 10 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 № 67-ФЗ, избирательная комиссия, организующая выборы в представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган муниципального образования утверждает новую схему избирательных округов при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 статьи 18 указанного Федерального закона, одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований: избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Территориальная избирательная комиссия г. Сосногорска является избирательной комиссией, организующей выборы депутатов Совета МО МР "Сосногорск".
На основании постановления ТИК г. Сосногорска от <дата обезличена> <номер обезличен> "О схеме избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" комиссией определена схема избирательных округов и направлена для утверждения в Совет МР "Сосногорск".
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
В границах МР "Сосногорск" образовано три муниципальных образования городских поселений: ГП "Войвож", ГП "Нижний Одес", ГП "Сосногорск".
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Устава МО МР "Сосногорск", Совет района - представительный орган местного самоуправления МР "Сосногорск", состоит из 15 депутатов, избираемых населением на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Состав Совета района устанавливается решением Совета района в соответствии с Федеральным законом и законом Республики Коми.
Следовательно, число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от 15, то есть от одного поселения может быть избрано не более 6 депутатов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением требований: 1) соблюдения примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30%.
При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства избирателей. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.
2) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.
Согласно приложению к решению Совета МР "Сосногорск" от <дата обезличена> <номер обезличен> в одномандатный избирательный округ <номер обезличен> включены: 5 микрорайон, ул. 8 Марта, ул. Гвардейская, ул. Нахимова, ул. Суворова, пст. Поляна, д. Пожня.
Из возражений ТИК г. Сосногорска и приложения к решению Совета МР "Сосногорск" от <дата обезличена> <номер обезличен> следует, что 5 микрорайон граничит с улицей Загородной, которая расположена в южной части города и граничит с лесным массивом. Территория пст. Поляна и д. Пожня граничит с южной частью города. То есть целостность избирательного округа не нарушена.
Промышленная часть г. Сосногорска расположена в восточной части города и разделена по границам избирательных участков на три части. Каждая часть составляет часть одного из трех избирательных округов. На три части разделен и пгт. Нижний Одес.
Юго-западная часть промышленной части города отнесена к трехмандатному избирательному округу <номер обезличен>. В границы избирательного округа <номер обезличен> включена юго-восточная часть пгт. Нижний Одес (городское поселение "Нижний Одес"), пгт. Войвож (городское поселения "Войвож"), пст. Верхнеижемский, расположенные южнее города Сосногорска и пст. Лыаель, который находится на юго-западе от г. Сосногорска.
В трехмандатный избирательный округ <номер обезличен> входит восточная часть промышленной части г. Сосногорска, пст. Керки, пст. Вис, которые граничат с юго-западной частью пгт. Нижний Одес и не могут быть разделены территорией с. Усть-Ухта, так как с. Усть-Ухта находится в противоположной стороне г. Сосногорска и граничит с железнодорожной частью города. Территория трехмандатного избирательного округа <номер обезличен> не разделена территорией пст. Поляна и д. Пожня, так как пст. Поляна и д. Пожня находятся южнее границы указанного избирательного округа.
Северо-восточная часть промышленной части города Сосногорска, пст. Малая Пера, пст. Ираель (городское поселение "Сосногорск") и северо-западная часть пгт. Нижний Одес (городское поселение "Нижний Одес") составляют трехмандатный избирательный округ <номер обезличен>. Территория избирательного округа <номер обезличен> не может быть разделена с. Усть-Ухта, так как с. Усть-Ухта находится в противоположной стороне г. Сосногорска и граничит с железнодорожной частью города. Территория пст. Поляна и д. Пожня находится южнее границы указанного избирательного округа, а ст. Пожня, пст. Керки и пст. Вис расположены севернее границы избирательного округа <номер обезличен>.
То есть одномандатный избирательный округ <номер обезличен> и трехмандатные избирательные округа № <номер обезличен> образованы из территорий, граничащих между собой, что подтверждается схемой избирательных округов.
Согласно постановлению Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска <номер обезличен> от <дата обезличена>, <дата обезличена> кандидатом в депутаты Совета МО МР "Сосногорск" пятого созыва по одномандатному избирательному округу <номер обезличен> зарегистрирован Белых Н.В.
Суд соглашается с доводом представителя административного ответчика, что схема соответствует требованиям, предъявляемым к ней законом: определены границы каждого округа, указан номер каждого избирательного округа и число жителей в каждом округе. Спорным решением утверждена схема, имеется графическое изображение схемы избирательных округов, где видно, что избирательные округа самостоятельны, между собой не пересекаются, разрывы между избирательными округами отсутствуют.
Указанные обстоятельства и исследованные доказательства опровергают доводы административного истца, что при формировании избирательных округов (в частности, одномандатный избирательный округ <номер обезличен>) нарушена их целостность и нарушены его избирательные права, как кандидата в депутаты Совета МР "Сосногорск", доказательств обратного не представлено.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", опубликование (обнародование) схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
Согласно пункту 15 статьи 36 Устава МО МР "Сосногорск", официальным считается опубликование в "Информационном вестнике Совета и администрации муниципального района "Сосногорск".
Решение Совета МР "Сосногорск" от <дата обезличена> <номер обезличен> "Об утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" в соответствии с требованиями п. 7 ст. 18 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ опубликовано в "Информационном вестнике Совета и администрации муниципального района "Сосногорск" <номер обезличен> за май 2015 года.
Постановлением ТИК г. Сосногорска <номер обезличен> от <дата обезличена> выборы депутатов Совета МО МР "Сосногорск" пятого созыва по одномандатным избирательным округам <номер обезличен> и трехмандатным избирательным округам <номер обезличен> признаны состоявшимися и действительными. По одномандатному избирательному округу <номер обезличен> избрана в депутаты Кондакова С.В.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что при определении и утверждении схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета МО МР "Сосногорск" учтены требования ст. 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по указанному вопросу Советом МР "Сосногорск" принято решение <номер обезличен> от <дата обезличена>, которое опубликовано в "Информационном вестнике Совета и администрации муниципального района "Сосногорск" своевременно и в полном соответствии с действующим законодательством, то суд считает, что оснований для признания решения Совета МР "Сосногорск" <номер обезличен> от <дата обезличена> недействительным (незаконным) не имеется.
Довод административного истца о том, что решением Совета МР "Сосногорск" <номер обезличен> от <дата обезличена> нарушены его права как кандидата в депутаты на проведение агитации, нарушена целостность избирательных округов (в частности <номер обезличен>, в который входят 5 микрорайон, пст. Поляна, д. Пожня), территориально разъединены, и поэтому административный истец не мог собрать избирателей для проведения агитации, является несостоятельным по доводам, изложенным ранее. Кроме того, кандидаты в депутаты в соответствии с избирательным законодательством РФ самостоятельно определяют избирательные округа, где намерены баллотироваться, форма общения и встреч кандидата в депутаты с избирателями определяется самостоятельно.
Довод административного истца о том, что решением Совета МР "Сосногорск" <номер обезличен> от <дата обезличена> нарушены его права как избирателя по трехмандатному избирательному округу <номер обезличен>, не подтверждается материалами дела и не является основанием для удовлетворения иска. Белых Н.В. как избиратель имел право участвовать в голосовании по месту своего жительства, доказательств, что был лишен возможности реализации своего избирательного права путем участия в установленном законом порядке в выборах не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление Белых Н.В. к Совету МР "Сосногорск" о признании решения Совета муниципального района "Сосногорск" от <дата обезличена> № XLVII-406 недействительным (незаконным) - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 октября 2015 года.

Председательствующий
О.С.ДУДИНА


------------------------------------------------------------------