Постановление администрации МО городского округа "Инта" от 09.11.2015 N 11/3071 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования городского округа "Инта" от 15.10.2015 N 10/2829 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Инта"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ИНТА"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2015 г. № 11/3071

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА "ИНТА" ОТ 15.10.2015 № 10/2829 "О ПРОГНОЗЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ИНТА"

В соответствии со статьями 172, 173, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городского округа "Инта", решением Совета муниципального образования городского округа "Инта" от 31.03.2008 № I-13/8 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании городского округа "Инта" администрация муниципального образования городского округа "Инта" постановляет:
1. Внести изменения в постановление администрации муниципального образования городского округа "Инта" от 15.10.2015 № 10/2829 "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Инта" следующего содержания:
1.1. разделы 2 и 3 таблицы приложения к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
1.2. раздел 5 пояснительной записки к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Инта" на 2016 год и период до 2018 года дополнить абзацем:
"В 2015 году был дан старт большому проекту, строительству второй очереди газопровода "Ухта - Торжок", входящей в систему магистральных газопроводов "Бованенково - Ухта", что позволит создать дополнительные рабочие места в количестве примерно 1700 человек, так как при реализации первой ветки газопровода на территории МОГО "Инта" было задействовано 1900 человек, что создаст новые возможности для снабжения газом регионов Российской Федерации и расширения поставок на экспорт".
1.3. раздел 6 пояснительной записки к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Инта" на 2016 год и период до 2018 года дополнить абзацем:
"В краткосрочной перспективе Инта перестанет считаться моногородом, предполагается разработка проекта завода по переработке газа (2 - 3 года)".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования городского округа "Инта".

Руководитель администрации
П.СМИРНОВ





Приложение
к Постановлению
администрации МОГО "Инта"
от 9 ноября 2015 г. № 11/3071

2. Денежные доходы и расходы населения







Доходы - всего
тыс. руб.
-
-
-
-
-
-
Реальные располагаемые денежные доходы населения
в % к предыдущему году
-
-
-
-
-
-
Денежные доходы в расчете на душу населения в месяц
рублей
-
-
-
-
-
-
Налог на доходы физических лиц, зачисляемый в бюджет МОГО "Инта"
тыс. руб.
586800
293433
468126
493318
484889
477142
Фонд начисленной заработной платы всех работников (по полному кругу)
тыс. руб.
6711333
5577789
7869257
8321821
8179631
8048954
в % к предыдущему году
116,20
83,10
141,08
105,75
98,29
98,40
Расходы и сбережения - всего
тыс. руб.
-
-
-
-
-
-
Превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-)
тыс. руб.
-
-
-
-
-
-
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц
руб.
-
-
-
-
-
-
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (по полному кругу)
в % ко всему населению
-
-
-
-
-
-
Среднемесячная заработная плата одного работника по крупным и средним предприятиям
руб.
40754
40859
49099
53059
56614
59728
в % к предыдущему году
101,80
100,30
120,17
108,06
106,70
105,50
3. Трудовые ресурсы







Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) по полному кругу
чел.
13723
11376
13356
13070
12040
11230
в % к предыдущему году
114,20
82,90
117,40
97,85
92,12
93,27
Численность работников, предполагаемых к увольнению с градообразующего предприятия
человек
0
0
0
0
0
0

Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития
муниципального образования городского округа "Инта"
на 2016 год и период до 2018 года

Прогноз социально-экономического развития МОГО "Инта" на 2016 год и период до 2018 года разработан на основе статистических данных социально-экономического развития муниципального образования за 2013 и 2014 годы, оценки социально-экономического развития 2015 года. В пояснительной записке приведено сопоставление параметров прогноза с ранее утвержденными параметрами. Расчет параметров прогноза на 2016 - 2018 годы осуществлялся с применением индексов-дефляторов цен на 2015 - 2018 годы по видам экономической деятельности, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.

1. Общая оценка социально-экономической ситуации в моногороде.
МОГО "Инта" - городской округ Республики Коми с численностью населения 30512 человек (на 01.01.2015). Возникновение города связано с открытием и разработкой Печорского угольного бассейна. Название свое город получил по рекам Большая и Малая Инта, протекающим вблизи, что в переводе с ненецкого языка - "место, где много воды".
В 1944 году населенный пункт Инта отнесен к категории рабочего поселка, а после 1953 года Интинский район выделен из состава Кожвинского района. В 1954 году преобразован в город районного подчинения. В настоящее время является городом республиканского подчинения.
Город Инта является административным центром МОГО "Инта", в состав которого входят: 2 поселка городского типа (Верхняя Инта, Кожым), 8 поселков (Абезь, Комаю, Костюк, Кочмес, Лазурный, Уса, Фион, Юсьтыдор), 3 села (Адзьвавом, Косьювом, Петрунь) и 8 деревень (Абезь, Адзьва, Епа, Кожымвом, Роговая, Тошпи, Ягъель, Ярпияг). Площадь города Инты и подчиненной ему территории - 30097,4 квадратных километров.
МОГО "Инта" расположено на северо-востоке Республики Коми, в 740 км от республиканского центра города Сыктывкара и в 260 км от Хайпудырской губы Баренцева моря.
Город Инта и подчиненная ему территория расположен в приполярной и полярной Северо-Западной зоне территории Республики Коми, на 66-й параллели, которая проходит через поселок Южный. На севере МОГО "Инта" граничит с территорией, подчиненной городу Воркуте, на юге - с Печорским районом, на западе - с Усинским округом, на востоке - с Тюменской областью. Инта расположена в 60 км от Северного Полярного круга, на границе между зоной лесов и тундры. С севера на юг округ пересекает железнодорожная магистраль Воркута - Котлас.
На территории МОГО "Инта" расположены 2 железнодорожные станции: "Инта-1" и "Инта-2".
На территории МОГО "Инта" находится национальный природный парк "Югыд-Ва" - один из крупнейших природных резерватов мира, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, располагающий уникальными природными, геологическими и археологическими памятниками, редкими животными и растениями, что делает его перспективным в плане развития всех видов туризма.
Градообразующим предприятием является АО "Шахта "Интауголь". Экономика и социальная сфера моногорода напрямую зависят от деятельности данного предприятия в части занятости местного населения (1681 работник - по состоянию на 01.06.2015) и поступления налогов в бюджет МОГО "Инта" (НДФЛ).

2. Общая информация о градообразующей организации моногорода.
Градообразующей организацией МОГО "Инта" является ОАО "Шахта "Интауголь", которое учреждено 24 июня 2010 года в ходе конкурсного управления ОАО "Шахтоуправление "Интинская угольная компания" путем замещения активов должника для добычи каменного угля в пределах шахтного поля шахты "Интинская".
Производство АО "Шахта "Интауголь" ориентирует объем выпуска товарной продукции в соответствии с потребностями рынка.
По комплексу показателей качества и технологических свойств интинские угли энергетические. Они пригодны для сжигания в топках электростанций большой мощности (ТЭЦ и ГРЭС). Широко используются угли для сжигания в стационарных котельных установках, а также в отопительных целях объектов социально-бытового назначения.
Основным фактором, позволявшим компании удерживать рынки сбыта, являлась ориентированность потребителей на интинские угли в силу конструктивных особенностей котельного оборудования, наименьшая удаленность и, следовательно, более низкая стоимость перевозок угольной продукции, надежность и непрерывность поставок.
Повышение качества интинской угольной продукции, содержащей высокий процент золы и серы, и расширение рынка сбыта - всегда было и остается главной задачей предприятия.
В настоящее время шахта "Интинская" АО "Шахта "Интауголь" является единственным действующим угледобывающим предприятием Интинского месторождения.
История промышленного освоения Интинского угольного месторождения берет свое начало в 1940 году. Постановлениями партии и правительства в мае - июле 1940 года была поставлена задача - произвести закладку трех шахт в Инте производительностью 100 тыс. т угля каждая. С 1941 г. развернулось широкое строительство шахт и интенсивное освоение богатейшего угольного бассейна. При этом в течение 15 лет Инта продолжала оставаться лагерной единицей ГУЛЖДС (главное управление лагерей железнодорожного строительства) и ГУЛГМП (главное управление лагерей горно-металлургической промышленности) ГУЛАГа СССР, и основной рабочей силой были заключенные. За эти годы было построено 14 мелких угольных шахт, которые впоследствии были объединены в четыре крупные шахты: "Глубокая", "Капитальная", "Восточная" и "Западная" общей производственной мощностью более 4 млн. тонн угля в год. В 1956 г. было начато строительство последней шахты № 15 (ныне "Интинская") с обогатительной фабрикой мощностью 1 200 тыс. тонн угля в год. Окончено строительство шахты в 1965 г.
Очистные работы ведутся на трех рабочих пластах - пласт 11, пласт 10 и пласт 8. Опыт эксплуатации месторождения показывает, что в условиях ликвидации нерентабельных шахт и уменьшения количества очистных забоев сохранить объемы добычи в пределах 3,0 - 3,5 млн. тонн в год вполне реально за счет увеличения нагрузки на очистной забой, сокращения времени на производство работ по монтажу-демонтажу технологического оборудования. Так на шахте "Интинская" АО "Шахта "Интауголь" успешно производятся работы по добыче угля в очистных забоях с длиной лавы 250 - 320 м и протяженностью выемочных полей до 3 км.

3. Общая оценка органами власти субъекта Российской Федерации состояния экономики и социальной сферы моногорода и основные ожидаемые тенденции его развития, в том числе с учетом деятельности градообразующей организации.
МОГО "Инта" является одним из наиболее развитых горнорудных районов, базой для которого являются руды черных, цветных, редкоземельных и благородных металлов, кварцевое и самоцветное сырье. На территории МОГО "Инта" развивается нефтедобывающая отрасль, имеются перспективы создания базы для добычи газа. Минерально-сырьевая база кварцевого сырья имеет федеральное значение. Железо-марганцевые руды Парнокского месторождения отличаются высоким качеством с содержанием марганца более 40% и могут использоваться в печах для топки без обогащения.
Наличие на территории МОГО "Инта" крупных минерально-сырьевых ресурсов обеспечивает большие перспективы развития многоотраслевой горнодобывающей и перерабатывающей индустрии, несмотря на то, что контраст между реальным и возможным использованием сырьевого потенциала огромен.
Социальные проблемы в МОГО "Инта" такие же, как и во всем регионе: неравенство в доходах, низкая продолжительность жизни и ее сокращение, повышенная безработица и угроза резкого сокращения занятости населения, сокращение возможностей финансирования из регионального бюджета дополнительных социальных льгот для населения.

4. Демография.
Среднегодовая численность постоянного населения за 2014 год произведена с учетом данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми и составила 30928 человек, что по сравнению с отчетом 2013 года (31842 человека) ниже на 2,9%. Это характеризовалось снижением рождаемости на 6,3% и увеличением смертности населения на 4,8%. В основном снижение среднегодовой численности постоянного населения связано с переселением жителей из городов Крайнего Севера за пределы Республики Коми, а также вследствие старения населения и сокращения числа женщин репродуктивного возраста.
В 2015 году, по оценке, среднегодовая численность постоянного населения снизится на 3,3% за счет миграционного оттока населения из муниципального образования городского округа "Инта" и составит 29919 человек. В большей степени сокращение численности в МОГО "Инта" связано с переселением населения в соответствии с федеральными и республиканскими программами переселения граждан.
В 2016 - 2018 годы планируется улучшение демографической ситуации путем увеличения рождаемости. На стабилизацию демографической ситуации в республике окажет влияние реализация государственной политики по стимулированию рождаемости, в том числе: увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, система "родовых сертификатов", "материнский капитал", выплата регионального материнского капитала (в размере 150 тыс. рублей) за рождение или усыновление третьего или последующих детей, ежемесячная денежная выплата с 1 января 2013 года семьям в размере прожиточного минимума детей при рождении в них третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также прибытие вынужденных эмигрантов из Украины.
В прогнозируемом периоде продолжится реализация федеральных и республиканских программ, мероприятий национального проекта "Здоровье" и Государственной программы Республики Коми "Развитие здравоохранения", которые позволят обеспечить достижение запланированных значений показателей.

5. Основные характеристики рынка труда моногорода.
В 2014 году среднесписочная численность работников организаций (без внешних совместителей) составила 11376 человек.
Численность безработных, зарегистрированных в государственном учреждении службы занятости населения в 2014 году составила 271 человек. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,5% (в конце 2013 года - 1,8%). В целях формирования и достижения эффективного рынка труда основными задачами в области занятости населения в 2014 году стали повышение уровня занятости населения и стабилизация ситуации на рынке труда в МОГО "Инта" с напряженной ситуацией.

(на 01.01.2015)
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, человек
271
Уровень зарегистрированной безработицы, % к экономически активному населению
1,5
Экономически активное население, человек
17250
Среднесписочная численность работников градообразующего предприятия, человек
1681
Численность работников, предполагаемых к увольнению с градообразующего предприятия, человек
0

Планируемая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2015 году составит 300 человек. Ожидаемое число безработных граждан в период 2016 - 2018 годы прогнозируется в пределах 300 человек ежегодно. Уровень зарегистрированной безработицы (с учетом численности безработных в количестве 300 человек на конец периода) составит в 2015 году 1,7%. Прогнозируемый уровень зарегистрированной безработицы на период 2016 - 2018 годы составит до 1,9%.
В 2016 - 2018 годах на фоне сокращения численности населения МОГО "Инта" и изменения его возрастной структуры сохранится тенденция сокращения численности занятых в экономике, в том числе экономически активного населения. При этом ожидается, что доля занятых в экономике незначительно снизится (к 2018 году 78,9%).
Фонд начисленной заработной платы всех работников по итогам 2014 года составил 5577789 тыс. рублей или 83,1% к уровню предыдущего года. Среднемесячная заработная плата одного работника организаций МОГО "Инта" в 2014 году составила 40859 рублей.
В 2015 году одной из главных задач Правительства Республики Коми является повышение доходов населения, создание условий для трудоспособного населения к обеспечению благосостояния семей на основе доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, повышение реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений Республики Коми, предоставление эффективной социальной поддержки ветеранам и инвалидам, социальной помощи малоимущим семьям и другим социально незащищенным категориям граждан, осуществление индексации установленных законодательством Республики Коми социальных расходных обязательств.
В 2015 году был дан старт большому проекту, строительству второй очереди газопровода "Ухта - Торжок", входящей в систему магистральных газопроводов "Бованенково - Ухта", что позволит создать дополнительные рабочие места в количестве примерно 1700 человек, так как при реализации первой ветки газопровода на территории МОГО "Инта" было задействовано 1900 человек, что создаст новые возможности для снабжения газом регионов Российской Федерации и расширения поставок на экспорт.

6. Экономическое развитие моногорода.
На территории МОГО "Инта" осуществляют свою деятельность 5 крупных предприятий. Энергетическая промышленность МОГО "Инта" представлена предприятием "Интинская ТЭЦ". Производство продукции сельского хозяйства осуществляет ООО "Агрокомплекс "Инта Приполярная" (убой и переработка мяса оленя, производство мясной и молочной продукции, яиц) и ОАО "Интинский хлебозавод". Промышленное производство представлено двумя предприятиями АО "Шахта "Интауголь" (добыча угля), ООО "ЗЖБИ" (производство, продажа, хранение и транспортировка железобетонных изделий).
Наиболее крупными инвестиционными проектами, реализуемыми на территории МОГО "Инта", являются:
- разведка, разработка и добыча углеводородного сырья на лицензионных участках Интинского месторождения (инициатор/исполнитель - ООО "Тимано-Печорская Газовая Компания");
- переработка куриного помета (инициатор/исполнитель - ООО "Агрокомплекс "Инта приполярная").
В краткосрочной перспективе Инта перестанет считаться моногородом, предполагается разработка проекта завода по переработке газа (2 - 3 года).

7. Информация о состоянии и перспективах развития малого и среднего предпринимательства в моногороде (включая индивидуальных предпринимателей).
Малое и среднее предпринимательство в муниципальном образовании городского округа "Инта" представляют более 1000 хозяйствующих субъектов, из них 1 среднее предприятие, 256 малых предприятий (с учетом микропредприятий) и 734 индивидуальных предпринимателя.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства за период с 2014 года по 2015 год увеличилось.
Из общего количества хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность на территории МОГО "Инта", более 70 процентов составляют малые (в том числе микропредприятия) и индивидуальные предприниматели.
По итогам 2014 года среди 20 муниципальных образований Республики Коми Инта занимает 11 место по объему инвестиций в основной капитал малых предприятий и шестое место по обороту розничной торговли малых предприятий.
Реализация подпрограммы "Малое предпринимательство" муниципальной программы "Развитие экономики" по поддержке малого и среднего предпринимательства позволила сформировать комплексную и преемственную систему финансовой, кадровой, информационно-консультационной и организационной поддержки субъектов предпринимательства в муниципальном образовании городского округа "Инта".
В результате реализации мер муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году в МОГО "Инта" созданы и функционируют: ООО "Цех безалкогольных напитков"; производство асфальта; производство натяжных потолков, детский досуговый центр, производство полуфабрикатов, фотостудия.
В 2014 году были опробованы новые формы поддержки, такие, как:
субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);
субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в кредитных организациях;
субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Создание предпосылок для занятия собственным бизнесом и последующая комплексная и системная поддержка являются необходимыми условиями для решения следующих основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства:
1. Слабая ресурсная база (техническая, производственная, финансовая) субъектов малого и среднего предпринимательства, не позволяющая интенсивно наращивать объемы конкурентоспособной продукции (работ, услуг).
2. Сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов.
3. Низкий уровень деловой культуры и этики ведения бизнеса у значительной части предпринимательского сообщества, стремление к сокращению издержек, в том числе за счет снижения размера заработной платы, перевода ее в "тень", увольнения части персонала, приводящего к росту негативного отношения к предпринимательству со стороны населения.
Однако в МОГО "Инта" сохраняется актуальность формирования благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, поскольку малое и среднее предпринимательство как форма занятости населения нуждается в постоянном стимулировании и поддержке со стороны государства.

8. Информация о мерах, принимаемых на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования для стабилизации и развития ситуации в моногороде.
На территории МОГО "Инта" реализуются 8 муниципальных программ: "Развитие экономики", "Жилищно-коммунальное хозяйство и развитие транспортной системы", "Развитие образования", "Развитие культуры и искусства", "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики", "Муниципальное управление", "Безопасность", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
Одним из приоритетов развития на данном этапе является закрепление положительных тенденций роста качества жизни населения, продолжается работа по созданию новых рабочих мест (в том числе за счет активизации малого бизнеса), повышению размеров заработной платы (например, в рамках муниципально-частного партнерства), по строительству жилья и повышению качества объектов социальной сферы, по совершенствованию систем здравоохранения, образования, социальной защиты и других отраслей социальной сферы, по развитию транспортной инфраструктуры и общественного транспорта, по благоустройству и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.
Будет продолжен ремонт дорог, фасадов и кровель зданий. К 2020 году, при сохранении нынешних темпов работ, будут полностью отремонтированы городские дворы и проезды к ним, произведена замена асфальтового покрытия долговечными бетонными плитами.
Чтобы снизить тарифы на тепло и электроэнергию, будет продолжаться оптимизация систем теплоснабжения города и внедрение энергосберегающих технологий.
Для решения проблемы качества питьевой воды запланировано строительство водоподготовительных сооружений в пгт. Верхняя Инта, блочных локальных очистных сооружений в с. Косьювом.
Продолжатся капитальные ремонты и реконструкции школ и детских садов, обновление материально-технической базы образовательных учреждений. Для развития уличной физкультуры планируется завершить строительство двух мини-футбольных полей и установку уличных спортивных площадок.
Следует отметить, что город испытывает острую нехватку кадров. Привлечение в Инту специалистов является одной из ключевых задач, особенно в свете развития промышленного комплекса, социальной сферы и бизнес-сектора, в этой связи планируется:
- продолжить предоставление жилья приехавшим специалистам, в том числе молодым специалистам;
- предусмотреть открытие групп по новым специальностям на базе Интинского политехнического техникума, например, группы специалистов по золотодобыче;
- проводить выездные встречи специалистов администрации со студентами российских и республиканских учебных заведений по привлечению их в Инту по завершении учебы, а также работу по профессиональной ориентации школьников.
Кроме того, одним из приоритетов в работе остается сохранение и развитие действующих производств, поддержка среднего и малого бизнеса, реализации ими перспективных проектов и создания новых рабочих мест.

9. Перечень основных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие моногорода.
- неблагоприятное географическое положение, а именно транспортная удаленность от центра, суровые климатические условия;
- ярко выраженная сырьевая (добывающая) направленность промышленности, низкая доля перерабатывающих и высокотехнологических производств, ведущих экономическую деятельность на территории МОГО "Инта";
- низкая инвестиционная и инновационная активность местных предприятий;
- ограниченность рынков сбыта энергетического угля;
- дефицит финансовых ресурсов;
- отсутствие промышленных корпораций, реализующих крупные инвестиционные проекты на территории МОГО "Инта";
- сокращение численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока;
- отток квалифицированных кадров;
- наличие ветхого и аварийного жилья;
- неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
- низкий уровень социального и инженерного обустройства сельских территорий;
- высокие транспортные расходы по доставке товара;
- слабо развитая сеть бытовых услуг в сельских населенных пунктах.


------------------------------------------------------------------