Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 19.03.2015 N 33-1211/2015 <Об оставлении без изменения решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.01.2015 по делу N 2-544/15, которым были признаны недействующими пункты 2 приложений N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13 в части фраз "граждан, зарегистрированных совместно с заявителями" административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 13.08.2013 N 8/3139>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. № 33-1211/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе
председательствующего Голикова А.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 19 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 января 2015 года, которым признаны недействующими со дня принятия п. 2 приложения № 8, п. 2 приложения № 9, п. 2 приложения № 10, п. 2 приложения № 11, п. 2 приложения № 12 и п. 2 приложения № 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 № 8/3139, в части фраз "граждан, зарегистрированных совместно с заявителями".
Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия

установила:

прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании недействующими со дня принятия пункта 2 приложений N№ 8, 9, 10, 11, 12, 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 г. № 8/3139, в части фраз "граждан, зарегистрированных совместно с заявителями".
В судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Представители администрации МО ГО "Сыктывкар" с заявлением не согласились.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 № 8/313 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар".
Оспариваемый Административный регламент принят в пределах полномочий администрации МО ГО "Сыктывкар" с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Приложениями N№ 8, 9, 10, 11, 12 и 13 Административного регламента установлены перечни документов, необходимых для постановки на учет на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемые по договорам социального найма (приложение № 8); на учет на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии с Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (приложение № 9); на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" (приложение № 10); на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (приложение № 11); на учет граждан, имеющих право на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат в соответствии с Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (приложение № 12); на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (приложение № 13).
В соответствии с указанными перечнями обязательными для представления документами являются паспорта или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство РФ заявителя; всех граждан указанных в качестве членов семьи; граждан, зарегистрированных совместно с заявителем; граждан, находящихся в браке с членами семьи заявителя (пункты 2 указанных приложений).
Положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
При этом нормативное правовое регулирование указанных отношений осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований. Административным регламентом признается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Статьей 14 указанного Закона установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает, в том числе: исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
В силу частей 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Положениями Жилищного кодекса РФ, Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ, Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ, Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, также не предусмотрено обязанности заявителей по предоставлению паспортов всех граждан, зарегистрированных совместно с заявителями, которые при этом могут не являться членами семьи заявителей.
Законом Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ, Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ, Законом Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ, положениями Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ предусмотрено предоставление паспортов (документов, удостоверяющих личность и гражданство) гражданина-заявителя и лиц, являющихся членами его семьи.
Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства наряду с административным регламентом, в той части, в которой прокурор обратился с заявленными требованиями, суд первой инстанции, установив, что спорные положения Административного регламента противоречат федеральному законодательству и законодательству Республики Коми, которые имеют большую юридическую силу, пришел к выводу, что заявленные требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению, признав вторые пункты приложений N№ 8, 9, 10, 11, 12, 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 № 8/3139, в части фраз "граждан, зарегистрированных совместно с заявителями" недействующими со дня принятия.
Суд исходил из того, что положениями Административного регламента, оспариваемыми прокурором и не предусмотренными законодательством, нарушаются права и свободы граждан, обращающихся к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии граждан с такого учета.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение в Административный регламент условия, с указанием предоставления документов на всех граждан, зарегистрированных совместно с заявителем, направлено на обеспечение справедливого распределения жилья при предоставлении мер государственной поддержки и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет для улучшения жилищных условий, со ссылкой на нормы законов Республики Коми: от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья", от 28.06.2005 № 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений", от 07.12.2012 № 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из детей числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Вышеперечисленными нормами законодательства предусмотрено предоставление паспортов (документов, удостоверяющих личность и гражданство) наряду с гражданином заявителем лицами, являющимися и указанными им членами семьи, а не всеми лицами, зарегистрированными совместно с заявителем в жилом помещении. Условия оспариваемых приложений о предоставлении документов на всех граждан, зарегистрированных совместно с заявителем и не являющихся членами его семьи, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц заявителей и противоречат федеральным законам и законам Республики Коми, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------