Приказ Министерства образования РК N 175, Министерства труда и социальной защиты РК N 574 от 20.03.2015 "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
№ 175

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
№ 574

ПРИКАЗ
от 20 марта 2015 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ВОПРОСАМ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В целях защиты прав и законных интересов, в том числе права воспитываться в семье, воспитанников государственных организаций Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приказываем:
1. Утвердить рекомендации по организации межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, системы образования по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложению.
2. Ответственным специалистам органов опеки и попечительства, руководителям государственных организаций Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить реализацию права воспитываться в семье, воспитанников государственных организаций Республики Коми для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с утвержденными рекомендациями.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра труда и социальной защиты Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы по вопросам опеки и попечительства, и первого заместителя министра образования Республики Коми Моисееву-Архипову С.А.
4. Считать недействительным приказ Агентства по социальному развитию Республики Коми, Министерства образования Республики Коми от 04.06.2014 № 397/1195 "Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия органов опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей системы образования по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Министр образования
Республики Коми
В.ШАРКОВ

Министр труда
и социальной защиты
Республики Коми
И.СЕМЯШКИН





Утверждены
Приказом
Министерства образования
Республики Коми № 175,
Министерства труда
и социальной защиты
Республики Коми № 574
от 20 марта 2015 года
(приложение)

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА
И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ СЕМЕЙНОГО
УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

I. Общие положения

1.1. Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием", постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275 "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.02.2014 № 136 "Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Республике Коми, утвержденной распоряжением Главы Республики Коми от 20.09.2012 № 309-р, и устанавливают порядок взаимодействия специалистов органов опеки и попечительства Министерства труда и социальной защиты Республики Коми (далее - органы опеки и попечительства), руководителей и специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организационно-методическое руководство, контроль и координацию которых осуществляет Министерство образования Республики Коми (далее - организации для детей-сирот), по устройству в семьи граждан Российской Федерации и иностранных граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в указанных организациях для детей-сирот.
1.2. Понятия, используемые в настоящих рекомендациях.
Первично выявленный несовершеннолетний в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей - несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, сведения о котором поступили в орган опеки и попечительства впервые.
Повторно выявленный несовершеннолетний, в качестве ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей - несовершеннолетний, оставшийся без попечения законных представителей, в случае отмены опеки (попечительства), освобождения или отстранения опекунов (попечителей) от выполнения обязанностей, отмены усыновления и в других случаях утраты попечения со стороны законных представителей (опекунов (попечителей), усыновителей).
Место выявления и первичного учета - муниципальное образование муниципального района (городского округа) в Республике Коми, на территории которого ребенок был выявлен и принят на учет органами опеки и попечительства по месту фактического нахождения (проживания) в качестве ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.

II. Порядок взаимодействия

2.1. Подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - кандидаты) осуществляют органы опеки и попечительства в соответствии с Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".
Подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, может также проводиться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими указанные полномочия органов опеки и попечительства.
2.2. В целях поиска кандидатов органы опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средства массовой информации информируют граждан о возможности стать опекунами, порядке установления опеки (попечительства) и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация), а также ведут прием граждан, выразивших желание стать опекунами.
Организации для детей-сирот осуществляют информационную работу в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в поиске кандидатов для семейного устройства воспитанников указанных организаций. Организации для детей-сирот вправе размещать на информационных стендах, в СМИ, на Интернет-сайтах информацию о формах семейного устройства, мерах социальной поддержки семьям, воспитывающим несовершеннолетних подопечных. Размещение производной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства (ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации).
В целях учета всей информации о родственниках ребенка, организациями для детей-сирот ведется строгий учет посещений несовершеннолетних с отметкой в журнале учета посещений. Журнал учета посещений ведется по прилагаемой форме (Приложение № 1 к настоящим рекомендациям).
Органами опеки и попечительства совместно с организациями для детей-сирот ежегодно, в сроки, установленные в совместных планах работы, проводится мониторинг перспектив жизнеустройства воспитанников организаций для детей-сирот. Мониторинг предполагает анализ учета посещений родственниками воспитанников организаций для детей-сирот, направление информации родственникам и иным лицам, посещающим ребенка, о его местонахождении и возможности семейного устройства с разъяснением законодательства о государственной поддержке при передаче ребенка в семью, анализ поступивших ответов и информации, содействие в сборе документов кандидатам для передачи ребенка на воспитание в их семьи.
Результаты мониторинга отражаются в справке, составляемой на каждого ребенка, которая приобщается к личному делу ребенка.
2.3. Организации для детей-сирот совместно с органами опеки и попечительства предусматривают в планах совместной работы ежегодные мероприятия (реализацию проектов, программ, технологий), направленных на поиск кандидатов и на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, например, реализация технологии "Семья встречает гостей" и т.д.
2.4. Органами опеки и попечительства, организациями для детей-сирот осуществляется совместная работа по распространению производной информации о несовершеннолетних, нуждающихся в семейном устройстве, которая включает в себя:
- создание организациями для детей-сирот на каждого воспитанника производной информации (имя и начальная буква фамилии, месяц и год рождения, актуальная фотография ребенка, положительная характеристика на ребенка с указанием его интересов, увлечений). Особое внимание должно быть уделено составлению характеристики ребенка, поскольку это первая информация, с которой знакомятся кандидаты. Необходимо избегать отрицательных формулировок, при наличии особенностей характера ребенка, например таких, как расторможенность, агрессивность и т.п., характеристику необходимо дополнить объяснениями, например: девочка неконтактная, малообщительная, что обусловлено периодом адаптации в новом коллективе. Целесообразно составлять характеристики на детей педагогам совместно с психологами;
- актуализация производной информации о несовершеннолетних, нуждающихся в семейном устройстве, не реже одного раза в год. С этой целью организации для детей-сирот должны предоставлять в органы опеки и попечительства характеристики на детей с учетом их особенностей развития и последних достижений (успеваемость в школе, участие в соревнования и конкурсах и т.п.);
- организации для детей-сирот оказывают содействие органам опеки и попечительства в подготовке производной информации о несовершеннолетних, нуждающихся в семейном устройстве. Органы опеки и попечительства распространяют производную информацию в СМИ, а также направляют в Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Региональный центр развития социальных технологий" с целью размещения на его Интернет-сайте в разделе "Опека" страничка "Стать семьей".
Предоставление полного доступа к информации о детях, воспитывающихся в организациях для детей-сирот, осуществляется только органом опеки и попечительства при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем). Орган опеки и попечительства предоставляет информацию о ребенке (детях), нуждающемся в семейном устройстве, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей). Срок действия направления - 10 дней.
Постановка на учет в качестве кандидата и выдача заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) осуществляются органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина.
Кандидату может быть предоставлена информация о детях, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и нуждающихся в семейном устройстве, как региональным оператором банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Министерством труда и социальной защиты Республики Коми), так и федеральным оператором (Министерством образования и науки Российской Федерации).
Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
2.5. Региональный оператор банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Министерство труда и социальной защиты Республики Коми), орган опеки и попечительства, выдавшие направление на посещение ребенка, в течение 1 рабочего дня обеспечивают информирование руководителя организации для детей-сирот о выданном направлении и предположительном сроке прибытия кандидата в замещающие родители в организацию для детей-сирот для знакомства и установления контакта с ребенком.
2.6. Процедура знакомства кандидата с ребенком.
В целях организации работы по созданию благоприятных условий знакомства ребенка с кандидатом руководитель организации для детей-сирот обязан обеспечить наличие следующих документов организации:
- Приказ об ответственных лицах, уполномоченных на общение с кандидатами, прием документов от кандидатов и предоставление информации о ребенке в соответствии с требованиями законодательства;
- Приказ о месте и времени, предоставляемом для общения ребенка с кандидатом с учетом требований к режиму дня и отдыха несовершеннолетних, установленных в организации для детей-сирот;
- Форма памятки для кандидата о его правах и обязанностях как кандидата в процессе знакомства с ребенком;
- Инструкция для персонала в случае возникновения непредвиденных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе знакомства ребенка с кандидатом.
2.7. При обращении кандидата в организацию для детей-сирот с целью знакомства с ребенком, кандидат направляется к руководителю организации для детей-сирот (либо к уполномоченному должностному лицу организации для детей-сирот).
Руководитель организации для детей-сирот либо уполномоченное лицо обеспечивает прием кандидата незамедлительно, либо обеспечивает встречу в кратчайшие сроки, согласовав дату и время встречи с кандидатом.
Встреча с кандидатом производится в кабинете руководителя, либо в специально отведенном кабинете. На встрече рекомендовано обеспечить присутствие психолога.
Доступ для знакомства кандидата с ребенком предоставляется только при наличии направления на знакомство с ребенком и документа, удостоверяющего личность кандидата.
На встрече с кандидатом осуществляется проверка предоставленных документов, разъяснение прав и обязанностей кандидата, рекомендации психолога к поведению кандидата при знакомстве с ребенком, сообщаются сведения о ребенке, его особенностях, в том числе особенностях поведения, предоставляется личное дело ребенка, медицинская выписка о его состоянии здоровья. Кандидат предупреждается о требованиях законодательства в части согласия ребенка на семейное устройство и устройство в семью братьев и сестер.
Кандидат предупреждается о действиях персонала организации в случае отсутствия контакта с ребенком и (или) отказа ребенка на дальнейшее знакомство и устройство в семью кандидата.
Рекомендуется вести журнал учета разъяснений прав и обязанностей кандидата, в котором ставить отметку о проведении разъяснений с подписью кандидата.
На встрече согласовываются форма знакомства кандидата с ребенком (встречи, беседы, прогулки и т.д.), их количество, периодичность и время, с учетом режимных моментов и особенностей развития ребенка.
2.8. Кандидат имеет право:
получить подробную информацию о ребенке, состоянии его здоровья и сведения о наличии у него родственников;
обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку (попечительство) или на усыновление с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Кандидат обязан лично:
познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
ознакомиться с документами, хранящимися у организации для сирот, органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;
подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.
2.9. В целях учета результатов посещений ребенка кандидатом организацией для детей-сирот ведется журнал учета посещений кандидатов по форме согласно приложению № 2 к настоящим рекомендациям. В журнале отражается выполнение графика посещений, результаты, рекомендации психолога и их выполнение кандидатом.
2.10. В случае обращения кандидата с направлением на посещение ребенка, выданным федеральным оператором банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организация для детей-сирот в письменной форме обеспечивает в течение 2 рабочих дней информирование органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот.
Орган опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот в письменной форме обеспечивает в течение 3 дней информирование регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Министерство труда и социальной защиты Республики Коми) об обращении кандидатов с направлением на посещение ребенка, выданным федеральным оператором банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
2.11. Встречу с кандидатом, а также общение с ребенком рекомендуется организовывать в специально отведенных для этого кабинетах, оборудованных предметами мебели и интерьера, располагающими для более комфортного общения ребенка и кандидата (наличие мягкой мебели, стульев, письменного стола, коврового покрытия, картин, цветов, аквариума, и т.д.). Рекомендуется обеспечить наличие в кабинете видеосъемки и аудиозаписи. При наличии в кабинете видео- и аудиозаписи кандидат должен быть уведомлен. Кроме того, потребуется его письменное согласие на осуществление видео- и аудиозаписи общения с ребенком.
2.12. Не допускаются действия персонала организации для детей-сирот и кандидата, имеющие признаки жестокого обращения, унижающие честь и достоинство ребенка, пренебрежительное отношение к потребностям и желаниям ребенка в процессе знакомства. Персонал организации для детей-сирот обязан предотвратить возможные проявления нетерпимости, грубости и агрессии в отношении ребенка, в случае необходимости прервать посещение и знакомство с ребенком, обеспечив защиту интересов ребенка. В случае угроз со стороны кандидата ребенку либо со стороны должностного лица организации для детей-сирот руководителем организации для детей-сирот обеспечивается сообщение информации в правоохранительные органы.
Не допускаются действия уполномоченных лиц организации для детей-сирот и персонала, такие как информирование кандидата об иных детях, нуждающихся в семейном устройстве, "взамен" ребенка, на которого выдано направление, до завершения процедуры знакомства и оформления результатов таких обращений и посещений (отказ с указанием причин отказа).
2.13. За предоставление руководителем организации для детей-сирот или уполномоченными лицами организации для детей-сирот заведомо недостоверных сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) предусмотрены меры административного воздействия в соответствии со ст. 5.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.14. Сведения об обращении в орган опеки и попечительства гражданина, выразившего желание стать усыновителем, опекуном (попечителем), за подбором ребенка, о выдаче направлений на посещение несовершеннолетнего гражданина, а также результаты таких обращений и посещений (принятие предложения либо отказ с указанием причин отказа) отражаются в журнале учета граждан, выразивших желание стать опекунами, который ведется органом опеки и попечительства.
2.15. Особенности процедуры знакомства кандидатов из числа иностранных граждан (международное усыновление).
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства (далее - кандидаты, из числа иностранных граждан), не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В Республике Коми вопросы международного усыновления решаются только при содействии специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей. Таким образом, исключается возможность осуществления передачи на усыновление детей путем "независимого усыновления", что позволяет провести процедуру усыновления без юридического риска и обеспечивает своевременное и качественное предоставление информации об условиях жизни и воспитания детей в семьях иностранных граждан.
Порядок деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории Российской Федерации и порядок контроля за ее осуществлением урегулированы в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением".
Направление на знакомство с воспитанником организации для детей-сирот выдается региональным оператором банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Министерством труда и социальной защиты Республики Коми). Срок действия направления - 10 дней.
Кандидатами, из числа иностранных граждан, направление и паспорта предъявляются лично руководителю организации для детей-сирот, либо уполномоченному лицу организации для детей-сирот, ответственному за процесс знакомства детей с кандидатами в замещающие родители. Требовать от кандидатов, из числа иностранных граждан, каких-либо дополнительных документов неправомерно. При знакомстве кандидатов, из числа иностранных граждан, с ребенком, подлежащим семейному устройству, как правило, присутствует переводчик, который осуществляет последовательный перевод с русского языка на язык, которым владеют кандидаты, из числа иностранных граждан, и обратно.
Кандидаты, из числа иностранных граждан, обязаны лично познакомиться с материалами личного дела ребенка, с историей его жизни, медицинской картой, а также с самим несовершеннолетним, установить с ним контакт.
Кандидаты, из числа иностранных граждан имеют право:
- получить подробную информацию о ребенке, состоянии его здоровья и сведения о наличии у него родственников;
- получить на руки медицинскую выписку о состоянии здоровья, а также копию свидетельства о рождении ребенка, с которым познакомились;
- обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку (попечительство) или на усыновление с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации;
- на общение с ребенком посредством телефонной связи, почтовых отправлений и системы Skype в период ожидания назначения Верховным судом Республики Коми судебного заседания.
Общение кандидатов, из числа иностранных граждан, с ребенком осуществляется с учетом режимных моментов и особенностей развития несовершеннолетнего.
Организацией для детей-сирот должны быть созданы условия для гармоничного общения, а также для ознакомления кандидатов, из числа иностранных граждан, с особенностями развития ребенка (показательные занятия, консультация психолога, предоставление информации об умениях и навыках ребенка, его предпочтениях в пище и т.п.).
В процессе общения и установления контакта между кандидатами, из числа иностранных граждан, и ребенком предусмотрено присутствие представителя органа опеки и попечительства, который дает мотивированное заключение по делу об установлении усыновления в суде. Количество посещений и продолжительность присутствия представителя органа опеки и попечительства определяется органом опеки и попечительства совместно с руководителем организации для детей-сирот, с учетом возраста ребенка, особенностей установления контакта и т.п.
Не допускаются действия уполномоченных лиц организации для детей-сирот и персонала, такие как информирование кандидатов, из числа иностранных граждан, об иных детях, нуждающихся в семейном устройстве, "взамен" ребенка, на которого выдано направление, до завершения процедуры знакомства и оформления результатов таких обращений и посещений (отказ с указанием причин отказа).
Согласие на усыновление (либо отказ) иностранные граждане оформляют нотариально по месту нахождения организации для детей-сирот, либо по месту своего проживания, с последующим предоставлением соответствующих документов в адрес регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (Агентства Республики Коми по социальному развитию).
Не менее чем за 2 дня до дня судебного заседания, назначенного Верховным судом Республики Коми, кандидаты, из числа иностранных граждан, обязаны приехать в организацию для детей-сирот в целях повторного общения с ребенком, в отношении которого они выразили желание об установлении усыновления. При данном общении обязательно присутствие представителя организации для детей-сирот и органа опеки и попечительства, которые будут принимать участие в судебном заседании об установлении усыновления.
Выдача направления при повторном общении с ребенком не предусмотрена.





Приложение № 1

Журнал
учета посещений воспитанников родственниками

___________________________________________________________________________
наименование организации для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей

№ п/п
ФИО ребенка, дата рождения
ФИО родственника, родственная связь, адрес местожительства
Дата посещения
Цель посещения
Подпись
1
2
3
4
5
6









































Приложение № 2

Журнал
учета посещений воспитанников кандидатами в усыновители,
опекуны (попечители), приемные родители

___________________________________________________________________________
наименование организации для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей

№ п/п
ФИО ребенка, дата рождения
ФИО кандидата в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, адрес местожительства
Дата посещения
Результаты посещения
Рекомендации психолога
Подпись кандидата
1
2
3
4
5
6
7












































------------------------------------------------------------------