Распоряжение Правительства РК от 15.04.2015 N 136-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства Республики Коми от 07.12.2011 N 508-р <Об утверждении перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми до 2020 года>>



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. № 136-р

1. Внести в распоряжение Правительства Республики Коми от 7 декабря 2011 г. № 508-р следующие изменения:
1) перспективную схему развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми до 2020 года, утвержденную распоряжением, изложить в редакции согласно приложению к настоящему распоряжению;
2) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере социальной политики.".
2. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ





Приложение
к распоряжению
Правительства Республики Коми
от 15 апреля 2015 г. № 136-р

"Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 7 декабря 2011 г. № 508-р

ПЕРСПЕКТИВНАЯ СХЕМА
РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
И ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ДО 2020 ГОДА

I. Общие положения

Разработка перспективной схемы развития и размещения государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми до 2020 года (далее - Схема) проводилась с учетом приоритетных направлений, определенных Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45, предусматривающих в рамках долгосрочной политики социальной поддержки населения Республики Коми:
1) обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения;
2) повышение эффективности функционирования государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Коми;
3) создание новых организационно-правовых форм стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми;
4) расширение сети стационарных учреждений социального обслуживания населения до уровня, соответствующего потребностям населения в постоянном уходе;
5) создание условий для улучшения качества жизни граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания;
6) совершенствование системы и расширение форм стационарного социального обслуживания населения.

II. Характеристика стационарного социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми

В Республике Коми все стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов имеют статус государственных учреждений Республики Коми. Контроль и методическое руководство за деятельностью стационарных учреждений осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Коми (далее - Министерство).
В Республике Коми в настоящее время государственные стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов располагаются на территории 12 муниципальных образований в Республике Коми: муниципальных образований городских округов "Сыктывкар", "Ухта", "Инта", "Усинск"; муниципальных образований муниципальных районов "Печора", "Сосногорск", "Прилузский", "Княжпогостский", "Усть-Куломский", "Сысольский", "Удорский", "Троицко-Печорский".
Помещение граждан в государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения осуществляется на основании путевок, выдаваемых Министерством, в соответствии с централизованной очередностью и наличием свободных подходящих мест (мужских/женских, ходячих/лежачих).
На 1 января 2015 года в Республике Коми функционировало 15 государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет (с общей коечной мощностью 3072 место), в том числе:
1) 8 домов-интернатов общего типа - 645 койко-мест;
2) 6 психоневрологических интернатов - 2287 койко-мест;
3) 1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей - 75 мест.
В структуре государственных стационарных учреждений общего типа функционирует специальное отделение на 50 мест для престарелых и инвалидов, систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка.
Состояние системы государственного стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на территории Республики Коми в 2010 - 2014 годах характеризовалось следующими показателями, представленными в таблице 1.

Динамика изменения показателей стационарного социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
за 2010 - 2014 годы <*>

Таблица 1



2010 год
2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
1.
Удельный вес стационарных учреждений, действующих в соответствии с утвержденными государственными стандартами социального обслуживания (стандарты качества, требования к персоналу, техническому оснащению и т.д.), проценты
87,5
87,5
87,5
87,5
87,5
2.
Удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), требующих реконструкции, проценты
19,4
0,0
0,0
0,0
0,0
3.
Уровень использования коечного фонда в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), проценты
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
4.
Уровень обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), проценты
91,4
93,4
93,5
92,3
94,0
5.
Доля граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), более года состоящих в очереди для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых), проценты
26,1
25,1
13,3
36,7
15,7
6.
Расходы федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми на содержание и развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, тыс. рублей
463 605,20
627 251,58
659 831,07
817 887,86
789 990,71

--------------------------------
Примечание:

<*> Использованы данные Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Коми (2014 - 2018 годы)" по итогам 2014 года, утвержденного распоряжением Правительства Республики Коми от 7 февраля 2013 г. № 57-р.

По состоянию на 1 января 2015 года укомплектованность основным персоналом государственных учреждений стационарного социального обслуживания составила 88,2 процента.
Все государственные учреждения стационарного социального обслуживания населения в настоящее время подключены к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечены справочно-правовыми системами "КонсультантПлюс" и "Гарант", производится подписка на российские и республиканские периодические издания.
Общее количество зданий государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения на 1 января 2015 г. - 36, в том числе: капитальное исполнение - 31 (80,7 процента), деревянных зданий - 5 (19,3 процента).
В целях укрепления материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми ежегодно разрабатывается комплекс мероприятий, включающий в себя мероприятия по капитальному и текущему ремонту объектов, приобретение автотранспорта, медицинского, реабилитационного, бытового оборудования, мебели и компьютерной техники.
В рамках реализации Государственной программы Республики Коми "Социальная защита населения" на реализацию мероприятий по укреплению материально-технической базы государственных учреждений Республики Коми в сфере социальной защиты населения (выполнение ремонтных работ, приобретение автотранспорта, реабилитационного, медицинского и бытового оборудования, мебели и оргтехники, разработку проектно-сметной документации, монтажные работы, замеры сопротивления изоляции электросетей и пр.) по государственным стационарным учреждениям социального обслуживания объем финансирования составил в 2013 году - 74 724,7 тыс. рублей, в 2014 году - 35 780,3 тыс. рублей.
В рамках реализации вышеназванных плана мероприятий и государственной программы выполняются мероприятия по обеспечению соблюдения государственных стандартов социального обслуживания и санитарных норм в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения.
В целях расширения сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми проводилось капитальное строительство 3 объектов, которые именуются:
1) "Расширение дома-интерната для престарелых и инвалидов в п. Нижний Чов в г. Сыктывкаре" (введен в эксплуатацию в декабре 2009 года). Объем финансирования в 2009 году составил 48,7 млн. рублей;
2) "Реконструкция здания для размещения в нем государственного учреждения Республики Коми "Нижне-Одесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 мест" (введен в эксплуатацию в декабре 2010 года). Объем финансирования составил 154,3 млн. рублей;
3) "Расширение дома-интерната на 100 мест в с. Куниб Сысольского района" для государственного учреждения Республики Коми "Кунибский психоневрологический интернат" (ввод в эксплуатацию - 2011 год). В 2010 году освоено 48,9 млн. рублей, в 2011 году предусмотрено 47,004 млн. рублей.
4) В 2012 г. в рамках исполнения Схемы выполнены следующие мероприятия:
а) государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кочпонский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" перепрофилировано в государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат", проведены ремонтные работы с целью разграничения потоков проживания детского и взрослого контингента. Объем финансирования составил 4,7 млн. рублей;
б) произошло увеличение койко-мест за счет проведенных ремонтных работ и расширения существующих площадей в государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых инвалидов" (20 мест). Объем финансирования составил 5,0 млн. рублей;
в) за счет проведения ремонтных работ организованы стационарные отделения: государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" в п. Югыдъяг на 40 мест (объем финансирования составил 5,0 млн. рублей); государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района" в пгт Троицко-Печорск на 25 мест (объем финансирования составил 3,0 млн. рублей).
Данные мероприятия позволили к 1 июля 2012 г. свести к нулю очередность в дома-интернаты общего типа.
В 2012 - 2014 гг. проводились работы по составлению проектно-счетных смет по расширению следующих государственных бюджетных учреждений Республики Коми: "Республиканский Княжпогостский дом-интернат для престарелых инвалидов", "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат", "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат", "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых инвалидов". Объем финансирования составил 127,0 млн. рублей.
Средства федерального бюджета на строительство, реконструкцию государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения, укрепление их материально-технической базы за период с 2006 по 2014 год не выделялись.
В целях повышения противопожарной безопасности в стационарных учреждениях социального обслуживания населения разработаны и согласованы с органами государственного пожарного надзора паспорта комплексной (пожарной) безопасности, составлены Планы мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности и изданы приказы о назначении ответственных за состояние пожарной безопасности лиц, которые отвечают за оповещение о пожаре, его ликвидацию, эвакуацию проживающих и персонала. Разработаны внутренние нормативные акты по усилению противопожарного режима, ведется консультативно-методическая работа по соблюдению норм и правил пожарной безопасности.
В государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения усилен контроль:
1) за соблюдением трудовой дисциплины и выполнением должностных обязанностей обслуживающим персоналом, осуществляющим дежурство в ночное время;
2) за соблюдением гражданами, проживающими в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения, правил пожарной безопасности и внутреннего распорядка в целях предупреждения фактов злоупотребления курением в неустановленных местах, которые могут привести к возникновению пожара.
В соответствии с разработанными инструкциями по соблюдению правил пожарной безопасности в случае возникновения пожара в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения младший медицинский персонал закреплен за маломобильными гражданами для их экстренной эвакуации.
На всех объектах в соответствии с утвержденными планами проводятся объектовые тренировки по отработке эвакуации людей в случае возникновения пожара с целью выработки у обслуживающего персонала устойчивых навыков по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и пунктом 6 приложения 2 приказа МЧС России от 24 февраля 2009 г. № 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности" разработаны декларации пожарной безопасности.
В целях повышения комплексной безопасности государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения с круглосуточным пребыванием граждан организована работа с Управлением вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел по Республике Коми по оборудованию всех объектов (при наличии в районах республики отделов внутриведомственной охраны и технической возможности) кнопками тревожной сигнализации. Все государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения оборудованы системами передачи сообщений о пожарах по радиотелекоммуникационной системе на пульт единой дежурно-диспетчерской службы 01 без участия работников объекта, то есть в автоматическом режиме.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 26 ноября 2010 г. № 519-р в целях совершенствования контроля за состоянием комплексной безопасности организована работа по ежедневной передаче по отработанной форме в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципальных образований в Республике Коми сведений о текущем состоянии комплексной безопасности объектов.
По результатам проверок государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения надзорными органами в 2011 - 2014 годах приостановление деятельности учреждений не осуществлялось. Недостатки, выявляемые в ходе проверок надзорными органами, устраняются в максимально короткие сроки, законные предписания - в установленные в них сроки.
В январе 2014 года Министерством разработан и утвержден План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах (далее - План) на 2014 год.
Главной задачей Плана являлось осуществление комплекса мероприятий, направленных на исключение пожаров и гибели людей при пожарах, проведение аварийно-восстановительных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения в подведомственных социальных учреждениях.
Согласно Плана проводились проверки работы по вопросам пожарной безопасности, а также проверки документации по проведению учебных тренировок в государственных учреждениях социального обслуживания населения.
Выполнение Плана мероприятий в 2014 году составило 100 процентов.
В 2014 году ответственными специалистами Министерства были посещены все дома-интернаты для граждан пожилого возраста и инвалидов, расположенные в Республике Коми, проверены системы автоматической пожарной сигнализации (далее - АПС), системы речевого оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией (далее - СОУЭ), состояние электросетей и электрооборудования. Нарушений, связанных с функционированием системы АПС, системы СОУЭ, неисправностей электросетей и электрооборудования не выявлено.
Министерством совместно с Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Коми проведены выборочные внезапные проверки в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей. По итогам проведенных проверок замечаний нет. В указанных учреждениях был осуществлен дополнительный комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня пожарной безопасности.
Дополнительно в учреждениях проведено обучение персонала действиям по эвакуации граждан, в том числе относящихся к маломобильным группам населения в случае возникновения пожара.
По результатам проведенного обучения персонала действиям по эвакуации граждан в учреждениях откорректированы планы эвакуации, разработан комплекс дополнительных мер, направленных на безопасную эвакуацию людей до наступления опасных факторов пожара.
В учреждениях разработаны внутренние нормативные акты по усилению противопожарного режима, ведется консультативно-методическая работа по соблюдению норм и правил пожарной безопасности.
В рамках реализации мер, направленных на устранение причин возникновения пожаров на объектах с низкой пожароустойчивостью в деревянных зданиях 5 степени огнестойкости, в марте 2014 года оборудован новой системой автоматического пожаротушения МУПТВ "ТРВ-Гарант" (далее - АСП) 3-й спальный корпус в с. Черемуховка государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Летский психоневрологический интернат". Работы по монтажу АСП в оставшихся трех корпусах государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Летский психоневрологический интернат" планируется завершить в течение 2015 года.
В 2015 году также планируется запроектировать и смонтировать АСП в государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Республиканский Зимстанский дом интернат для престарелых и инвалидов". Установка АСП на объектах защиты с низкой пожароустойчивостью позволит обеспечить безопасность людей и защиту имущества при пожаре.
Однако, несмотря на проделанную работу по укреплению материально-технической базы действующих государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения, а также строительство новых объектов, одним из актуальных вопросов является дальнейшее развитие сети данных учреждений, оптимизация их структуры, реорганизация коечной сети, реконструкция действующих и строительство новых зданий, внедрение современных технологий, передовых методов в предоставлении социальных услуг.

III. Прогноз потребности граждан пожилого возраста
и инвалидов в стационарном социальном обслуживании
в Республике Коми на период до 2020 года <*>

К 2020 году потребность населения Республики Коми в получении мест в государственных бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания населения по прогнозу составит 2567 мест по федеральному нормативу, с учетом прогнозных расчетов численности граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях, - 3187 мест.
Указанная потребность будет удовлетворена на 100 процентов при планируемом увеличении коечной мощности до 3187 мест в стационарных учреждениях Республики Коми. В связи с тем, что все учреждения имеют статус государственных и помещение граждан в них ведется централизованно вне зависимости от места проживания граждан (город, село), просчитать удовлетворение потребности в стационарном обслуживании в разрезе муниципальных образований не представляется возможным.

Таблица 2

№ п/п
Показатели
Годы (на начало года)
2011 г.
2016 г. (прогноз)
2020 г. (прогноз)
1.
Численность населения Республики Коми <*>, тыс. чел.
899,7
871,1
855,5
2.
Численность граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в стационарах, чел.
2591
2857
3187
3.
Численность граждан, стоящих в очереди в стационары, чел.
331
191
-
4.
Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарах, мест
2922
3048
3187
5.
Скрытая очередность, чел.
240
-
-
6.
Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста с учетом скрытой очередности в стационарах, мест
3162
3048
3187
7.
Уровень обеспеченности населения местами в стационарах, мест на 10000 жителей
27,4
33
37
8.
Уровень потребности населения в местах в стационарах, мест на 10000 жителей
30,9
35
37
9.
Уровень потребности населения в местах в стационарах с учетом скрытой очередности, мест на 10000 жителей
33,5
35
37
10.
Количество необходимых мест в стационарах по федеральному нормативу
2834
2613
2567

--------------------------------
Примечание:
<*> По строке 1 "Численность населения Республики Коми" применены данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми без учета Всероссийской переписи населения 2010 года.
По строке 4 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарах" предусмотрен расчет:
к значению строки 2 "Численность граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в стационарах" прибавить значение строки 3 "Численность граждан, стоящих в очереди в стационары".
По строке 6 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста с учетом скрытой очередности в стационарах" предусмотрен расчет:
к значению строки 4 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарах" прибавить значение строки 5 "Скрытая очередность".
По строке 7 "Уровень обеспеченности населения местами в стационарах" предусмотрен расчет:
значение строки 2 "Численность граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в стационарах" разделить на значение строки 1 "Численность населения Республики Коми" и умножить на 10000.
По строке 8 "Уровень потребности населения в местах в стационарах" предусмотрен расчет:
значение строки 4 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста в стационарах" разделить на значение строки 1 "Численность населения Республики Коми" и умножить на 10000.
По строке 9 "Уровень потребности населения в местах в стационарах с учетом скрытой очередности" предусмотрен расчет:
значение строки 6 "Суммарная потребность граждан старше трудоспособного возраста с учетом скрытой очередности в стационарах" разделить на строку 1 "Численность населения Республики Коми" и умножить на 10000.
По строке 10 "Количество необходимых мест в стационарах по федеральному нормативу" предусмотрен расчет:
значение строки 1 "Численность населения Республики Коми" умножить на 30,0 и разделить на 10000.

IV. Направления решения существующих и прогнозируемых
проблем стационарного социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми

1. Для решения существующих и прогнозируемых проблем стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми, повышения качества стационарного социального обслуживания, его доступности и безопасности запланировано выполнение капитального ремонта зданий для размещения стационарных отделений в Троицко-Печорском и Усть-Куломском районах в Республике Коми.
В декабре 2010 года принято в эксплуатацию после проведения реконструкции здание государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Нижне-Одесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 100 койко-мест.
В 2011 году завершено строительство второго спального корпуса для государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат". Ввод в эксплуатацию корпуса позволил вывести проживающих из существующего деревянного корпуса, построенного в 1957 году, и улучшить ситуацию в регионе по устройству граждан в психоневрологические интернаты, сократить очередность.
К настоящему времени указанные здания полностью соответствуют требованиям Свода правил по проектированию и строительству СП 35-112-2005 "Дома-интернаты", а также рекомендациям Свода правил по проектированию и строительству СП 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей".
Строительство новых спальных корпусов на территориях существующих государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения позволяет избежать расходов на отвод земельных участков, техническое присоединение к источникам энергии (тепло, вода, электричество) под строительство новых учреждений.
2. В 2015 - 2017 годах:
1) на существующем земельном участке, находящемся в государственной собственности Республики Коми и отведенном государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат", будет построен третий спальный корпус на 70 мест;
2) будет начато строительство нового спального корпуса для расширения государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 90 мест;
3) будет осуществлена реконструкция административного корпуса государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" под спальный корпус на 50 койко-мест.
3. В период с 2018 года по 2020 год запланировано расширение существующих государственных бюджетных учреждений Республики Коми "Республиканский Летский психоневрологический интернат" на 50 мест и "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат" на 70 мест.
Подробная информация о планируемых мероприятиях по расширению коечной мощности государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения в Республике Коми до 2020 года представлена в таблицах 4 и 5.
В целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (в 19 муниципальных образованиях), в том числе в стационарных учреждениях, развивается работа мобильных социальных бригад. Деятельность мобильных бригад направлена на оказание социальной помощи, различных социальных услуг, на консультирование граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах, не имеющих своих социальных работников, врачей. Мобильные бригады, сформированные на базе стационарных учреждений, будут проводить социальную диагностику граждан пожилого возраста и инвалидов, помогать гражданам, желающим попасть в стационарные учреждения, подготовить необходимые документы, получить консультацию врачей.
В целях развития и укрепления традиций взаимопомощи, профилактики социального одиночества, стимулирования ухода за престарелыми гражданами и инвалидами на дому, а также в целях снижения очередности в дома-интернаты принят Закон Республики Коми от 6 июля 2009 г. № 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми", который вступил в силу с 1 августа 2009 года (далее - Закон Республики Коми № 68-РЗ).
Законом Республики Коми № 68-РЗ устанавливается порядок организации деятельности по осуществлению ухода и помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в стационарном социальном обслуживании, проживающим одиноко, отказавшимся от стационарного социального обслуживания, выбравшим уход и помощь в соответствии с Законом Республики Коми № 68-РЗ, в том числе гражданам, проживающим в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Коми, отказавшимся в соответствии с законодательством Российской Федерации от стационарного социального обслуживания, и выбравшим уход и помощь в соответствии с Законом Республики Коми № 68-РЗ.
Отношения между нетрудоспособным гражданином и лицом, осуществляющим уход и помощь нетрудоспособному гражданину, оформляются трехсторонним договором гражданско-правового характера, одной из сторон которого является государственное учреждение социального обслуживания населения Республики Коми.
4. С 2014 года на территории города Сыктывкара по линии Комитета информатизации и связи Республики Коми реализуется проект "Кнопка помощи" с охватом 28 человек.
Данный проект позволяет организовать круглосуточную помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам с вовлечением всех служб жизнеобеспечения не только в домашних условиях, но и на улице, сократить число "непродуктивных" вызовов неотложной и экстренной помощи, участкового врача и социального работника, создать социально-комфортную среду для пожилых людей и инвалидов. Реализация данного проекта, является альтернативой помещения одиноко проживающих граждан, требующих постоянного ухода и помощи, в дома-интернаты.
Проект "Кнопка помощи" повышает доступность услуг и позволяет сократить бюджетные расходы за счет внедрения стационарно-замещающих технологий, снижает нагрузку на стационарные учреждения, развивает системы анализа реальных медико-социальных потребностей пожилых людей и инвалидов.
Количество заключенных договоров об организации ухода и помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам I и II групп в рамках реализации Закона Республики Коми № 68-РЗ указано в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п
По состоянию на 1 июня 2010 года
По состоянию на 1 июня 2011 года
По состоянию на 1 июня 2012 года
По состоянию на 1 июня 2013 года
По состоянию на 1 июня 2014 года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1.
Количество заключенных договоров
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь
Количество заключенных договоров
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь
Количество заключенных договоров
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь
Количество заключенных договоров
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь
Количество заключенных договоров
Количество нетрудоспособных граждан, желающих получать уход и помощь
2.
202
123 чел.
316
73 чел.
336
33 чел.
345
31 чел.
334
26 чел.

В настоящее время отмечается стабилизация ситуации в части вновь заключаемых договоров об уходе и помощи. Прогнозное количество нетрудоспособных граждан, выбравших уход и помощь в рамках Закона Республики Коми № 68-РЗ, в 2015 году не превысит 400 договоров и в 2020 году - 500 договоров. По итогам проведенного анализа средние расходы республиканского бюджета Республики Коми на содержание одного нетрудоспособного гражданина в месяц составят:
в условиях стационарного учреждения - 20 259,65 рубля;
в надомных условиях (в рамках реализации Закона Республики Коми № 68-РЗ) - 8 027,07 рубля (средняя расчетная сумма по заключаемым договорам).
Реализация Закона Республики Коми № 68-РЗ позволяет обеспечить нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов уходом и помощью в привычных для них условиях (дома). Закон Республики Коми № 68-РЗ реализуется на территории всех муниципальных образований и позволяет обеспечить должным уходом всех желающих граждан пожилого возраста и инвалидов. Мониторинг реализации Закона Республики Коми № 68-РЗ показал востребованность данного вида помощи, а также эффективность реализуемых мероприятий в части предоставления указанной категории граждан альтернативы помещению в государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения.
5. Таким образом, до 2020 года в Республике Коми не планируется создание новых государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения. Работа будет проводиться в рамках существующей сети государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения с одновременной реализацией Закона Республики Коми № 68-РЗ и развитием мобильной социальной помощи.
В Республике Коми оказывается поддержка негосударственным организациям, занимающимся стационарным обслуживанием населения, в том числе в рамках Закона Республики Коми от 19 июня 2014 г. № 71-РЗ "О государственно-частном партнерстве в Республике Коми".
Министерством в целях развития негосударственного сектора в сфере оказания социальных услуг проводится следующая работа:
1) разработан план мероприятий по привлечению негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
2) в целях повышения доступности социальных услуг в 2014 году Министерством продолжалась реализация инвестиционного проекта с использованием механизмов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), а именно - строительство частным инвестором негосударственного пансионата для граждан пожилого возраста (престарелых и инвалидов) на 50 койко-мест в городе Сыктывкаре.

Таблица 4

ПЕРЕЧЕНЬ
новых стационарных учреждений социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов, строительство
(реконструкция) которых должно быть завершено в период
до 2020 года

№ п/п
Наименование стационарного учреждения
Адрес
Мощность учреждения после завершения строительства (реконструкции), капитального ремонта, койко-мест
Ожидаемый результат
Год ввода в эксплуатацию
1
2
3
4
5
6
1.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 90 мест
167005, г. Сыктывкар, ул. Тентюковская, д. 138
90
Снижение очередности в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов
2017
2.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат" на 70 мест
168161, Сысольский р-он, с. Куниб
70
Снижение очередности в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов
2017
3.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" на 50 мест
169400, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 70а
50
Снижение очередности в стационарные учреждения для граждан пожилого возраста и инвалидов
2016

Итого:

210



Таблица 5

РАСЧЕТ
объемов средств, необходимых для создания проектируемой
(новой и реконструируемой) сети учреждений социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

№ п/п
Наименование строек и объектов
Год ввода в эксплуатацию
Стоимость (тыс. рублей)
Источник финансирования
всего
в том числе в году:
2011
2012
2013
2014
2015 <*>
2016 <*>
2017 <*>
2018 <*>
2019 <*>
2020 <*>
2021 <*>
2022 <*>
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 90 мест в г. Сыктывкаре
2017
701227,0
-
6396,0
6050,0
-
-
-
68803,0
137656,0
137720,0
37787,0
137857,0
68958,0
Включен в перечень проектов государственно-частного партнерства Республики Коми распоряжение Правительства Республики Коми от 13 ноября 2013 г. № 437-р;
за счет средств Инвестиционного фонда Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, а также долгосрочный период <*>
2.
Капитальный ремонт здания государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в п. Усогорск Удорского района
2012
5000,0
5000,0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Республиканский бюджет Республики Коми, программа Республики Коми "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)"
3.
Капитальный ремонт здания для размещения стационарного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов при государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района" в п. Троицко-Печорск
2012
3000,0
3000,0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Республиканский бюджет Республики Коми, программа Республики Коми "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)"
4.
Капитальный ремонт здания для размещения стационарного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов при государственном бюджетном учреждении Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района" в п. Югыдъяг
2012
5000,0
5000,0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Республиканский бюджет Республики Коми, программа Республики Коми "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)"
5.
Капитальный ремонт корпуса № 1 государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат" в г. Сыктывкаре
2012
47450,0
13600,0
33850,0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Республиканский бюджет Республики Коми, софинансирование за счет средств отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми
6.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат" на 70 мест в Эжвинском районе г. Сыктывкара
2019
249000,0
-


-
-
-
-
100000,0
149000,0
-
-
-
Республиканский бюджет Республики Коми
7.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" на 50 мест в г. Ухте
2016
121276,8
-
2543,8
4440,0
-
-
17110,0
22832,0
22853,0
22874,0
22896,0
5728,0
-
Включен в перечень проектов государственно-частного партнерства Республики Коми распоряжение Правительства Республики Коми от 13 ноября 2013 г. № 437-р;
за счет средств Инвестиционного фонда Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, а также долгосрочный период <*>
8.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Летский психоневрологический интернат" на 250 мест
2019
300000,0
-
-
-
-
-
-
-
50000,0
250000,0
-
-
-
Республиканский бюджет Республики Коми, софинансирование за счет средств федерального бюджета
9.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат" на 100 мест в с. Куниб Сысольского района
2011
47004,0
47004,0
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Республиканский бюджет Республики Коми
10.
Расширение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат" 70 мест в с. Куниб Сысольского района
2017
393467,0
-
7492,0
-
-
-
-
57851,0
77158,0
77186,0
77216,0
77247,0
19317,0
Включен в перечень проектов государственно-частного партнерства Республики Коми распоряжение Правительства Республики Коми от 13 ноября 2013 г. № 437-р;
за счет средств Инвестиционного фонда Республики Коми на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов, а также долгосрочный период <*>
11.
Реконструкция спального корпуса со столовой государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский Княжпогостский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в г. Емва
2016
152726,0
-
-
-
100000,0
52726,0
-
-
-
-
-
-
-
Адресная инвестиционная программа Республики Коми на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 30 декабря 2013 г. № 531-р

ВСЕГО:

2025150,8
73604,0
50281,8
10490,0
100000,0
52726,0
17110,0
149486,0
387667,0
636780,0
237899,0
220832,0
88275,0


--------------------------------
Примечание:
<*> Объемы средств на 2015 - 2020 годы, необходимые на строительство и реконструкцию сети учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, могут корректироваться в соответствии с объемами средств, утверждаемыми на указанные цели законом о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий период.

Мероприятия по расширению существующих, строительству новых учреждений стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов возможны при условии финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предоставления субсидий из федерального бюджета. Указанные мероприятия позволят к 2020 году увеличить коечную мощность до 3187 мест, что в свою очередь позволит удовлетворить на 100 процентов прогнозируемую потребность граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарном социальном обслуживании.

V. Обоснование основных параметров перспективной схемы
развития и размещения стационарных учреждений социального
обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в
Республике Коми до 2020 года

Таблица 6

ПЕРЕЧЕНЬ
действующих, подлежащих ремонту и/или реконструкции
стационарных учреждений социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов в Республике Коми в период
до 2020 года

№ п/п
Наименование стационарного учреждения
Адрес
Мощность, койко-мест по состоянию на
Наименование мероприятия
Срок реализации
31.12.2010
01.01.2015
01.01.2020
Дома-интернаты общего типа, стационарные отделения для престарелых и инвалидов
1.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
167005, г. Сыктывкар, ул. Тентюковская, д. 138
255
235
325 <*>
Приведение жилой площади дома-интерната в соответствие с требованиями СП 35-106-2003
2011 год
Строительство нового корпуса на 90 мест с галереей
Ввод в эксплуатацию 2017 год
2.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Интинский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
169841, г. Инта, ул. Чапаева, д. 19
28
30
30
Увеличение коечной мощности за счет внутренней перепланировки
2011 год
3.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Печорский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
169600, г. Печора, ул. Строительная, д. 20, кор. 2
60
70
70
Увеличение численности специального отделения в п. Кожва
2011 год
4.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Княжпогостский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
169200, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Гущина, д. 29
50
50
100 <*>
Реконструкция спального корпуса со столовой
2014 - 2015 годы
5.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Усогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
169270, Удорский район, п. Усогорск, ул. 60 лет Октября, д. 4
40
60
60
Капитальный ремонт здания в целях увеличения мощности учреждения
2011 год
6.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Зимстанский дом-интернат для престарелых и инвалидов"
168082, Усть-Куломский р-н, п. Зимстан, ул. Интернациональная, д. 4
50
50
0
Закрытие учреждения
2018 год
Психоневрологические интернаты
7.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кочпонский психоневрологический интернат"
167009, г. Сыктывкар, ул. Северная, д. 71
421
391
391
Капитальный ремонт корпуса № 1 для обеспечения соблюдения требований Национального стандарта РФ в части проживания в здании лиц старше 18 лет.
2011 - 2012 годы
Изменение статуса учреждения на психоневрологический интернат
2012 год
8.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Сыктывкарский психоневрологический интернат"
167022, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 1
382
420
420
Увеличение коечной мощности за счет внутренней перепланировки
2011 год
9.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат"
167019, г. Сыктывкар, ул. Эжвинская, д. 3а
360
360
430 <**>
Строительство нового спального корпуса
2018 - 2020 годы
10.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат"
169400, г. Ухта, ул. Интернациональная, д. 70а
505
505
555
Строительство отдельно стоящего административного здания.
Ввод в эксплуатацию
Перевод администрации учреждения в отдельно стоящее здание. Капитальный ремонт корпуса № 1
2016 год
11.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Летский психоневрологический интернат"
168161, Прилузский район, с. Черемуховка, ул. Лесная, д. 1
300
300
350 <**>
Оборудование системой пожаротушения.
2014 год
Строительство спального корпуса для проживающих (вывод проживающих из деревянных корпусов)
2018 - 2020 годы
12.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Кунибский психоневрологический интернат"
168116, Сысольский район, с. Куниб
251
311
381
Строительство спального корпуса на 100 мест.
2011 год
Вывод проживающих из деревянного корпуса.
2011 год
Приведение жилой площади дома-интерната в соответствие с требованиями СП 35-106-2003.
2011 год
Строительство спального корпуса на 70 мест
Ввод в эксплуатацию 2017 год

Итого

2702
2782
3112



--------------------------------
Примечание:
<*> Открытие в домах-интернатах общего профиля отделений психоневрологического профиля.
<**> Новое строительство, реконструкция существующих зданий возможны при условии разработки проектно-сметной документации, выделения средств из республиканского бюджета Республики Коми, предоставления субсидий из федерального бюджета.


------------------------------------------------------------------