Распоряжение Правительства РК от 15.04.2015 N 133-р <Об утверждении Стратегии национальной политики в Республике Коми на период до 2025 года>



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. № 133-р

1. Утвердить Стратегию национальной политики в Республике Коми на период до 2025 года (далее - Стратегия) согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти Республики Коми при реализации государственной политики в соответствующих сферах руководствоваться положениями Стратегии.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми при разработке документов социально-экономического развития муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, при планировании и осуществлении мероприятий на соответствующих территориях муниципальных образований в Республике Коми руководствоваться положениями Стратегии.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере национальных и межнациональных отношений.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ





Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 15 апреля 2015 г. № 133-р
(приложение)

СТРАТЕГИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

I. Общие положения

Стратегия национальной политики в Республике Коми на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года) и включает в себя комплекс основных направлений, целей, задач и механизмов реализации государственной национальной политики в Республике Коми.
Стратегия является основой для координации деятельности органов исполнительной власти Республики Коми, иных государственных органов Республики Коми (далее - государственные органы) и органов местного самоуправления в Республике Коми (далее - органы местного самоуправления), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Республике Коми.
Стратегия направлена на укрепление государственного единства и целостности Российской Федерации, формирование общероссийской гражданской идентичности многонационального по своему составу населения Республики Коми, развитие национальных языков и культур ее народов.
Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Конституция Республики Коми, Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45, региональная программа Республики Коми по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Коми - территория межнационального мира и согласия (2014 - 2020 годы)" (далее - Региональная программа), утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2013 г. № 514.
Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики в Республике Коми государственными органами и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества.

II. Состояние межнациональных отношений в Республике Коми

Республика Коми на современном этапе является территорией проживания более ста двадцати национальностей. Основные по величине этнические группы - русские (62%) и коми (23%). В целом история Республики Коми является примером добрососедского и бесконфликтного проживания населяющих ее народов. Согласно статье 3 Конституции Республики Коми образование Республики Коми и ее название связаны с исконным проживанием на ее территории коми народа. Республика Коми гарантирует сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и языка, культуры и образа жизни других народов, проживающих в республике, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, а также с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Согласно статье 67 Конституции Республики Коми государственными языками Республики Коми являются коми и русский языки.
В Республике Коми создана обширная правовая база, регулирующая различные аспекты национальных отношений, призванная обеспечить конкретные механизмы реализации конституционных прав граждан на свободное использование и развитие родных языков и культур, сохранение этнокультурной самобытности проживающих на территории Республики Коми народов, в том числе законы Республики Коми "О государственных языках Республики Коми", "О национально-культурной автономии в Республике Коми", на основе которых реализуются конституционные права граждан в сфере национальной политики.
В 1993 году в Республике Коми создан орган исполнительной власти Республики Коми, координирующий государственную политику в сфере межнациональных отношений в регионе, популяризацию национальной культуры коми, финно-угорских и других народов, проживающих на территории республики.
В настоящее время данным органом исполнительной власти Республики Коми является Министерство национальной политики Республики Коми.
Этнокультурная инфраструктура в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, включает сеть муниципальных и некоммерческих центров национальных культур, Дом дружбы народов Республики Коми, многофункциональный этнокультурный комплекс "Финно-угорский этнокультурный парк". На территории Республики Коми действует Финно-угорский культурный центр Российской Федерации.
В целях укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия, толерантности и гражданского единства российской нации в Республике Коми на 1 января 2015 года зарегистрированы 7 общественных движений, 31 национально-культурных автономий и объединений. Самое крупное из них, представляющее права и интересы коренных жителей республики, это межрегиональное общественное движение "Коми войтыр", которое в соответствии с Конституцией Республики Коми наделено правом законодательной инициативы в высшем представительном органе Республики Коми в Государственном Совете Республики Коми.
В Республике Коми значительное внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию культуры межнационального общения путем организации детских этнокультурных смен, этнофестивалей и праздников, молодежных форумов, просветительских проектов в системе народного образования, в том числе, с обязательным освещением их реализации в республиканских средствах массовой информации.
На состояние и развитие межнациональных отношений в Республике Коми в современных условиях оказывают значительное влияние следующие факторы:
1) сохранение диспропорции в уровне социально-экономического развития города и села, которое является традиционной средой жизнедеятельности коренного коми этноса;
2) влияние современных демографических и миграционных процессов (переселение северян, отток молодежи в другие субъекты Российской Федерации, приток в регион представителей этносов, ранее не имеющих истории проживания на территории республики);
3) принятие и реализация законодательных актов в сфере природопользования без учета традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных жителей республики.
Стратегия учитывает достигнутый уровень государственной национальной политики в регионе и представляет собой комплекс базовых принципов и программу соответствующих действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданского общества в поддержку развития народов и регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений с учетом исторических, политико-правовых, экономических и культурных особенностей республики.
Дальнейшая гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, сохранение гражданского мира и согласия, развитие конструктивного диалога этносов и культур в республике является неоспоримым приоритетом, надежным залогом ее устойчивого развития, политической и социальной стабильности, инвестиционной привлекательности региона.

III. Цель и принципы государственной национальной политики
Республики Коми

Целью государственной национальной политики Республики Коми является упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации, сохранение прочного гражданского мира, взаимопонимания и согласия между представителями всех национальностей, проживающих на территории Республики Коми, создание экономических, политических, государственно-правовых, социально-культурных условий и гарантий для их развития.
Вышеуказанная цель достигается совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.
Основными принципами государственной национальной политики Республики Коми являются:
а) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
б) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
в) взаимное уважение традиций и обычаев народов, проживающих на территории Республики Коми;
г) обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), проживающих на территории Республики Коми, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;
д) комплексность решения задач государственной национальной политики Республики Коми с учетом ее межотраслевого характера;
е) взаимодействие государственных и муниципальных органов управления с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Республике Коми;
ж) профилактика межэтнических противоречий и конфликтов;
з) пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.

IV. Приоритетные направления и задачи государственной
национальной политики Республики Коми

Приоритетными направлениями и задачами государственной национальной политики Республики Коми являются:
1) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики:
объединение усилий государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества для укрепления единства народов Российской Федерации на территории Республики Коми, достижения межнационального мира и согласия;
обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации в региональных и муниципальных документах стратегического и текущего планирования;
совершенствование системы управления и координации государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики в Республике Коми;
совершенствование законодательства Республики Коми в части регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных отношений, развития межнационального и межконфессионального диалога и предупреждения конфликтов;
реализация Региональной программы, направленной на укрепление единства российской нации, обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации;
осуществление дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Республики Коми и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке программам по вопросам реализации государственной национальной политики;
мониторинг состояния межэтнических и межконфессиональных отношений на территории Республики Коми;
методическое обеспечение деятельности специалистов в сфере межнациональных отношений;
2) обеспечение равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Коми:
обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств при приеме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, при формировании кадрового резерва;
создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;
принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления и организациями своей деятельности;
3) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений:
определение в качестве приоритетных задач в сфере государственной национальной политики в Республике Коми для государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц вопросов, связанных с обеспечением межнационального мира и согласия, гармонизацией межэтнических отношений, профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, содействием диалогу между представителями различных этнических сообществ;
ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления за состояние межнациональных отношений на соответствующих территориях;
формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций на территории Республики Коми в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, развития речевого взаимодействия, межкультурного общения в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой розни, формирования уважительного отношения мигрантов к культуре и традициям Республики Коми;
совершенствование систем мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в Республике Коми;
4) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Республики Коми:
обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народов, проживающих на территории Республики Коми, на основе принципов дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, патриотизма;
формирование культуры межнационального общения в соответствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации;
развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей;
развитие этнографического, экологического и культурно-познавательного туризма, оздоровительных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта;
5) развитие системы этнокультурного образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения:
совершенствование системы этнокультурного обучения в общеобразовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
введение в программы общеобразовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России;
развитие в региональной системе образования коми-русского двуязычия и создание благоприятных условий организационного, материально-технического и методического характера как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан;
проведение мероприятий по предупреждению межнациональных (межэтнических) конфликтов;
проведение мероприятий, посвященных патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, формированию культуры межэтнического общения в молодежной среде;
совершенствование учебно-воспитательного процесса в целях более эффективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межэтнического общения;
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования педагогических кадров;
6) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития государственных языков Республики Коми:
обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
использование в сфере образования, культуры, средствах массовой информации двуязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;
обеспечение прав граждан на изучение родного языка;
недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;
обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на государственных языках Республики Коми;
возрождение и поддержка практики перевода произведений отечественной литературы на коми язык;
создание условий по использованию инновационных технологий в сфере функционирования коми языка, внедрение коми языка и языков других народов, проживающих на территории Республики Коми, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Республике Коми:
формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, муниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной национальной политики в Республике Коми, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач настоящей Стратегии;
поддержка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной национальной политики в Республике Коми;
выступление в средствах массовой информации руководителей государственных органов и органов местного самоуправления, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики в Республике Коми;
осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации государственной национальной политики в Республике Коми, а также проведение семинаров для журналистов по повышению их квалификации в этой сфере;
использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти либо вражды;
обмен информацией с правоохранительными органами о выявленных фактах правонарушений на почве национальной неприязни;
8) совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества:
участие институтов гражданского общества в подготовке управленческих решений в сфере государственной национальной политики в Республике Коми;
усиление роли общественных советов при государственных органах и органах местного самоуправления в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений;
поддержка и создание условий для деятельности межнациональных общественных объединений, общественных движений, ассоциаций, национально-культурных автономий и объединений, как средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межэтнических отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации стратегии;
обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере государственной национальной политики в Республике Коми, а также совершенствование механизмов их финансовой отчетности;
обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;
вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодежных и детских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявлений межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодежной среде;
развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение задач государственной национальной политики в Республике Коми;
использование этнокультурной инфраструктуры для развития инвестиционной привлекательности Республики Коми;
9) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики в Республике Коми:
содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокультурных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
оказание поддержки национально-культурным общественным объединениям Республики Коми в развитии связей с общественными организациями соотечественников за рубежом в целях удовлетворения их этнокультурных потребностей;
развитие взаимодействия с международными и неправительственными организациями в целях обеспечения прав и защиты национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод;
использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе национальных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, совместного противодействия росту межнациональной напряженности, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды.

V. Механизмы реализации Стратегии национальной политики
в Республике Коми

Реализация Стратегии осуществляется органами законодательной и исполнительной власти Республики Коми во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества. Финансовое обеспечение реализации стратегии осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов и иных не запрещенных законом источников.
Эффективность реализации государственной национальной политики в Республике Коми обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии со Стратегией.
Государственные органы Республики Коми исполняют планы мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждаемый Правительством Республики Коми, положения которого учитываются при формировании республиканского бюджета Республики Коми.
В качестве инструмента реализации Стратегии используются региональные программы, мероприятия государственных программ Республики Коми и муниципальных программ муниципальных образований Республики Коми.
Проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Коми по решению Главы Республики Коми, Председателя Правительства Республики Коми, заместителя Председателя Правительства Республики Коми рассматриваются с участием членов Правительства Республики Коми, представителей межрегионального общественного движения "Коми войтыр", общественных движений и национально-культурных объединений, совещательных и консультативных органов при Главе Республики Коми и Правительстве Республики Коми, иных заинтересованных органов государственного и муниципального управления республики.
Реализация Стратегии может осуществляться также путем принятия республиканских законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми, муниципальных правовых актов.
Информационная и аналитическая поддержка реализации Стратегии может осуществляться также путем привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления, научных организаций.
Мониторинг хода реализации Стратегии осуществляет Министерство национальной политики Республики Коми.
Стратегия реализует основные принципы Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Республики Коми как субъекта Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------