Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.01.2015 по делу N 2-544/15 <О признании недействующими пунктов 2 приложений N 8, N 9, N 10, N 11, N 12, N 13 в части фраз "граждан, зарегистрированных совместно с заявителями" административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 13.08.2013 N 8/3139>



СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 января 2015 г. по делу № 2-544/15

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г.,
при участии прокурора Жижиной А.А.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части административного регламента,

установил:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными и недействующими с момента опубликования пунктов 8, 9, 10, 11, 12 и 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 г. № 8/3139, возлагающих на заявителей обязанность предоставлять паспорта граждан, зарегистрированных совместно с заявителями и не являющихся членами их семей.
Впоследствии прокурор изменил требования, в итоге, просил суд признать недействующими со дня принятия п. 2 приложения № 8, п. 2 приложения № 9, п. 2 приложения № 10, п. 2 приложения № 11, п. 2 приложения № 12 и п. 2 приложения № 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 г. № 8/3139, в части фраз "граждан, зарегистрированных совместно с заявителями".
В судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Представители Администрации МО ГО "Сыктывкар" с заявлением не согласились.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что прокуратурой г. Сыктывкара была проведена проверка в виде правового анализа Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 г. № 8/3139 (далее - Административный регламент), в ходе которой, было установлено, что отдельные положения указанного регламента не соответствуют действующему законодательству.
29.08.2014 г. принесен протест, которым прокурор потребовал от Администрации МО ГО "Сыктывкар" привести приложения № 8 - 13 Административного регламента в соответствие с действующим законодательством в части исключения требований от заявителей паспортов граждан, зарегистрированных совместно с заявителями и не являющихся членами их семей.
Письмом от 11.09.2014 г. Администрация МО ГО "Сыктывкар" отказала в удовлетворении протеста прокурора.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления, регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При этом под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (ст. 2 указанного Федерального закона).
В силу ст. 2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" административным регламентом признается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно положениям ст. 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. При этом структура административного регламента должна содержать, в том числе, раздел, устанавливающий стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу ст. 14 указанного Федерального закона стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает, в том числе: исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Приложениями N№ 8, 9, 10, 11, 12 и 13 Административного регламента установлены перечни документов, необходимых для постановки на учет на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемые по договорам социального найма (приложение № 8); на учет на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в соответствии с Законом Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (приложение № 9); на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 г. № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" (приложение № 10); на учет граждан, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с Законом Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" (приложение № 11); на учет граждан, имеющих право на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат в соответствии с Подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (приложение № 12); на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (приложение № 13).
В соответствии с указанными перечнями обязательными для представления документами являются, в том числе, паспорта всех граждан, зарегистрированных совместно с заявителями (пункты 2 указанных приложений).
Частями 3 и 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Положениями Жилищного кодекса РФ, Закона Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ, Закона Республики Коми от 05.04.2005 г. № 30-РЗ, Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ, Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ, обладающими большей юридической силой по отношению к Административному регламенту, не предусмотрено обязанности заявителей по предоставлению паспортов всех граждан, зарегистрированных совместно с заявителями, которые при этом могут не являться членами семьи заявителей, поскольку такое членство основано на факте совместного проживания и ведения совместного хозяйства, а не на факте регистрации по месту жительства в одном жилом помещении (ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ).
Законом Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ, Законом Республики Коми от 05.04.2005 г. № 30-РЗ, Законом Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ, положениями Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ предусмотрено лишь предоставление паспортов (документов, удостоверяющих личность и гражданство) гражданина-заявителя и лиц, являющихся членами его семьи.
Таким образом, спорные положения Административного регламента противоречат федеральному законодательству и законодательству Республики Коми, имеющим большую юридическую силу.
В силу положений ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Наличие в Административном регламенте требований о представлении не предусмотренного законодательством документа влечет за собой незаконные отказы заявителям в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии граждан с такого учета, что подтверждается состоявшимися решениями Сыктывкарского городского суда по гражданским делам N№ 2-3410/14, 2-3920/14, 2-2640/14, 2-5520/14, 2-5294/14.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Требования прокурора о признании недействующими со дня принятия п. 2 приложения № 8, п. 2 приложения № 9, п. 2 приложения № 10, п. 2 приложения № 11, п. 2 приложения № 12 и п. 2 приложения № 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 г. № 8/3139, в части фраз "граждан, зарегистрированных совместно с заявителями", основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующими со дня принятия п. 2 приложения № 8, п. 2 приложения № 9, п. 2 приложения № 10, п. 2 приложения № 11, п. 2 приложения № 12 и п. 2 приложения № 13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий на территории МО ГО "Сыктывкар", утвержденного Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 13.08.2013 г. № 8/3139, в части фраз "граждан, зарегистрированных совместно с заявителями".
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено - 20.01.2015 г.

Судья
А.Г.ПАТРУШЕВА


------------------------------------------------------------------