Приказ Министерства образования РК от 28.01.2015 N 36 "О проведении республиканского этапа XV Всероссийской акции "Я - гражданин России"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 28 января 2015 г. № 36

О ПРОВЕДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЭТАПА XV ВСЕРОССИЙСКОЙ
АКЦИИ "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"

В соответствии с Положением о XV Всероссийской акции "Я - гражданин России", планом работы Министерства образования Республики Коми и в целях активной социализации юных граждан, стимулирования их интереса к решению актуальных проблем современного общества приказываю:
1. Провести республиканский этап XV Всероссийской акции "Я - гражданин России" в январе - апреле 2015 года (далее - Акция).
2. Утвердить Положение о республиканском этапе XV Всероссийской акции "Я - гражданин России" (Приложение 1).
3. Отделу дополнительного образования (Е.А.Казакова) направить приказ и Положение об Акции руководителям управлений образования администраций муниципальных образований городских округов и муниципальных районов.
4. Поручить проведение республиканского этапа Акции Государственному автономному образовательному учреждению Республики Коми дополнительного образования детей "Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма" (А.В.Просужих).
5. Руководителям управлений образования администраций муниципальных образований городских округов и муниципальных районов:
- провести муниципальный этап Акции в форме устных презентаций;
- лучшие социальные проекты, разработанные и реализованные командами школьников в течение сентября 2014 года по апрель 2015 года, оформленные в соответствии с Положением, направить в срок до 13 апреля 2015 года на республиканский этап Акции в Центр военно-патриотического воспитания ГАОУ ДОД РК "Детско-юношеский центр спорта и туризма" (167000, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 14).
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования Республики Коми И.В.Минина.

Министр
В.ШАРКОВ





Приложение 1

Утверждено
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
от 28 января 2015 г. № 36

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЭТАПА XV ВСЕРОССИЙСКОЙ
АКЦИИ "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ" В 2014 - 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

I. Общие положения

1.1 Настоящее положение определяет порядок организации и проведения республиканского этапа XV Всероссийской акции "Я - гражданин России" в 2014 - 2015 учебном году (далее - Акция).
1.2. Акция проводится в целях вовлечения обучающихся образовательных организаций Республики Коми в общественно полезную социальную деятельность, формирования у них активной гражданской позиции.
1.3. Основные задачи акции:
- привлечение внимания обучающихся к решению актуальных социальных проблем местного сообщества;
- освоение обучающимися разнообразных форм поиска, обработки и анализа разнородной информации, приобретение навыков обсуждения и выбора путей решения проблемы, умений эффективного сотрудничества в команде;
- приобретение обучающимися умений социального сотрудничества, конструктивного взаимодействия с группами граждан, различными уровнями власти и общественными организациями;
- выявление и поддержка лучших детских проектов, педагогических инициатив в области социального проектирования;
- содействие профессиональному развитию педагогов в области гражданского образования и проектной деятельности;
- содействие социальной адаптации, формированию патриотических чувств и гражданской ответственности обучающихся;
- содействие становлению гражданственности молодого поколения российских граждан, формированию ценностей демократии, толерантности, гражданского общества и патриотизма.

II. Участники Акции

2.1. В Акции принимают участие группы обучающихся в возрасте 11 - 18 лет общеобразовательных организаций, образовательных организаций дополнительного образования детей, детских и молодежных общественных организаций, заинтересованных в том, чтобы внести свой личный вклад в улучшение жизни общества в родном селе, районе, городе, регионе, стране.

III. Организаторы Акции

3.1. Организаторами Акции являются:
- Министерство образования Республики Коми;
- Государственное автономное образовательное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей "Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма".
3.2. Подготовку и проведение Акции осуществляет организационный комитет с правами жюри (далее - Оргкомитет). Состав Оргкомитета - в приложении № 1 к данному Положению.
3.3. Оргкомитет с правами жюри осуществляет информационное обеспечение Акции, оценивает конкурсные материалы в соответствии с критериями оценки конкурсных работ, определяет победителя и призеров республиканского этапа Акции.

IV. Порядок проведения Акции

4.1. Принимая участие в республиканском этапе Акции, команда при поддержке педагогов (преподавателей обществознания и других учебных дисциплин, заместителей директоров образовательных организаций по воспитательной работе, педагогов дополнительного образования и др.) выявляет, формирует и предлагает вариант решения выбранной проблемы, актуальной для их образовательной организации, села, района, города, региона, страны.
4.2. При разработке социального проекта рекомендуется использовать методику работы команд над социальными проектами (Приложение № 3).
4.3. Участниками Акции являются команды обучающихся, которые разработали и реализовали социальный проект в период с сентября 2014 года по март 2015 года.
4.4. Исследуя сущность проблемы, команда собирает различную информацию, на основе которой разрабатывает и реализует социальный проект.
4.5. Акция проводится по 5 тематическим направлениям (номинациям):
1. экологическая;
2. благоустройство территорий;
3. социальные проблемы;
4. молодежная проблематика;
5. гражданские инициативы.
4.6. Акция проводится в два этапа:
первый этап - муниципальный - сентябрь 2014 года - март 2015 года. Место и дата проведения муниципального этапа конкурса определяется организационным комитетом, созданным в муниципальном образовании;
второй этап - республиканский заочный - с января по апрель 2015 года. Место проведения - Государственное автономное образовательное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей "Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма".
Время и место проведения Финала Всероссийской акции "Я - гражданин России" определяется Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.7. Предоставленные работы должны быть оформлены в соответствии с требованиями к оформлению социальных проектов.
4.8. На республиканский этап Акции не допускаются работы:
- не соответствующие целям и задачам Акции (не связанные с выявлением, анализом и решением конкретных социальных проблем);
- не соответствующие требованиям к оформлению социальных проектов;
- реализованные ранее сентября 2014 года или занявшие призовые места на других конкурсных мероприятиях, проводимых в предыдущем и текущем годах.
4.9. Работы, представленные на республиканский этап Акции, не рецензируются и не возвращаются. Поступление работ на республиканский этап расценивается как согласие автора на их возможную или частичную публикацию с соблюдением авторских прав.
4.10. Для участия в республиканском (заочном) этапе Акции необходимо в срок до 13 апреля 2015 года направить на почтовый адрес:
167000, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 14, ГАОУ ДОД РК "Детско-юношеский центр спорта и туризма", Центр военно-патриотического воспитания
1) заявку на участие, заверенную печатью, по прилагаемой форме (приложение № 2 к Положению);
2) протокол проведения муниципального этапа акции;
3) папку документов (портфолио) и фотографии четырех створок раздвижного стенда;
4) электронный вариант в виде файла Microsoft Word с расширением .doc или .rtf; документы в формате pdf; возможно приложение в виде презентации Power Point.

V. Критерии оценки конкурсных работ

5.1. Экспертная оценка проектов осуществляется по следующим критериям, с учетом методики работы над проектами:
- соответствие требованиям Положения об Акции;
- актуальность и социальная значимость решаемых проблем;
- анализ разнообразных источников информации по избранной проблеме;
- соответствие правомерности юридической документации проекта и действий команды в ходе проектной деятельности;
- самостоятельность разработки проекта;
- ресурсное обоснование, реалистичность и экономичность проекта;
- взаимодействие с государственными органами, социальными партнерами, организациями и группами граждан;
- нацеленность на достижение практического результата, эффективность действий по реализации социального проекта;
- целесообразность шагов по реализации проекта;
- практические результаты.

VI. Подведение итогов Акции и награждение победителей

Победители республиканского этапа Акции награждаются дипломами Министерства образования Республики Коми. Координаторы проектов-победителей отмечаются грамотами Министерства образования Республики Коми. Лучшие проекты направляются на финал федерального (заочного) этапа Всероссийской акции "Я - гражданин России".

VII. Контактная информация

ГАОУ ДОД РК "Детско-юношеский центр спорта и туризма": приемная 44-29-35, эл. почта: turcentr.vpv@minobr.rkomi.ru.
Атаева Людмила Ивановна, тел. 44-29-08.





Приложение № 1

СОСТАВ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА С ПРАВАМИ ЖЮРИ:

- Александрова Людмила Владимировна - главный специалист-эксперт отдела дополнительного образования Министерства образования Республики Коми;
- Баскакова Нина Владимировна - заместитель генерального директора по научно-методической и учебно-воспитательной воспитательной работе Государственного автономного образовательного учреждения Республики Коми дополнительного образования детей "Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма";
- Мешков Михаил Олегович - заместитель директора Центра военно-патриотического воспитания Государственного автономного образовательного учреждения Республики Коми дополнительного образования детей "Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма";
- Атаева Людмила Ивановна - методист Центра военно-патриотического воспитания Государственного автономного образовательного учреждения Республики Коми дополнительного образования детей "Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма";
- Смирнова Оксана Николаевна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ ДОД "Дворец творчества детей и учащейся молодежи" г. Сыктывкара;
- Вотякова Людмила Евгеньевна - заведующая организационно-методическим отделом МАОУ ДОД "Дворец творчества детей и учащейся молодежи" г. Сыктывкара;
- Дунаева Екатерина Геннадьевна - методист методического отдела ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр".





Приложение № 2

Заявка
на участие в республиканском этапе XV Всероссийской акции
"Я - гражданин России" в 2014 - 2015 учебном году

N
Название социального проекта
Полное название учреждения или организации, участника республиканского этапа
Номинация
Адрес учреждения или организации, участника республиканского этапа (с индексом), электронный адрес
1.




2.










Подпись руководителя учреждения,
организации





Приложение № 3

МЕТОДИКА
РАБОТЫ КОМАНД НАД СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В РАМКАХ
ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"

1 стадия. Подготовка обучающихся к работе над проектом

Ее целью является проверка знаний и умений школьников, необходимых для социально значимой деятельности, формирование представлений о современном этапе и перспективах развития села, района, города, области. В ходе беседы, организованной педагогом, актуализируются знания обучающихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (насколько здесь органы власти реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.
Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления обучающихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов; навыки делового общения, анализа разнородных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.).

2 стадия. Выбор проблемы

Здесь обучающимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения. Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут спектром актуальных проблемы и школьники, перебрав каждый из них (экология, безопасность людей, социальная незащищенность различных групп населения, увековечение памяти ветеранов, благоустройство и инфраструктура и др.) выбирают одну. Она становится объектом исследования и разработки варианта решения злободневного вопроса.
В целях соотнесения своих представлений о наиболее актуальных проблемах конкретной территории, социального слоя или возрастной группы возможно проведение социологического исследования определенного контингента респондентов. Почему именно данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, до сих пор оставалась нерешенной?
Необходимо, чтобы обучающиеся взялись за проблему, соизмеримую уровню их возможностей, решение которой конституционно и реально на конкретной территории. Итогом работы на этой стадии должно стать ясное понимание избранной проблемы, над которой будет работать команда. Формируется общее представление о работе над проектом, его этапами, обучающиеся соответственно разделяются на микрогруппы, решаются определенные организационные вопросы.

3 стадия. Сбор и анализ информации

В рамках этой деятельности обучающимся предстоит собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме. Одна группа изучает правовую информативную базу избранной проблемы.
Другая группа проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данной вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности.
Следующая - занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения.
Еще одна группа школьников входит во взаимодействие с компетентными специалистами-экспертами (возможно при помощи администрации школы или родителей) для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел в данной местности по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения. Итогом работы должна стать отобранная, доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.

4 стадия. Разработка собственного варианта
решения проблемы

Основной задачей этой стадии является разработка программы действий по реализации социального проекта. Поэтому команде предстоит разработать такой план деятельности, который бы отвечал следующим показателям:
- Ожидаемый эффект (полнота реализации цели, степень социальной значимости и др.)
- Определенные временные рамки
- Простота реализации, посильность исполнения
- Наличие необходимых ресурсов
- Наличие определенного опыта
- Правовая обоснованность деятельности по реализации проекта
- Возможность использования ресурсов потенциальных партнеров, спонсоров, работников СМИ и др.
Это трудоемкий этап работы, потому что школьники должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть с "мертвой точки" нерешенную пока проблему. На этой стадии команда даст свою версию, свой проект преодоления сложного вопроса. Здесь могут быть варианты технико-экономического, юридического обоснования того или иного варианта решения проблемы, моделирование нового нормативного документа, разработка проекта решения проблемы какой-то властной структурой, петиции и обращения разных групп граждан, определение круга деловых партнеров. План действий по реализации проекта должен быть последовательным и убедительным, с конкретным составом исполнителей, ответственных и необходимых средств.

5 стадия. Реализация плана действий команды обучающихся

Данная стадия предполагает, что школьники пытаются реализовать на практике полностью или частично свою версию решения животрепещущей проблемы. В этих целях возможны самые различные акции обучающихся (письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.). С другой стороны, школьники могут осуществлять реализацию проекта непосредственно через свое практическое участие, путем проведения трудовых акций, сбора средств, организации фестивалей и др.

6 стадия. Подготовка к защите проекта

На этом этапе идет работа по оформлению материала на четырех стендах из ватмана или картона (размером 80 см x 100 см) в виде "раскладушки", которые соответствуют 2 - 5 стадиям деятельности команды над проектом. Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.
В это же время тщательно готовится папка документов, в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах. Параллельно ведется работа по подготовке устного выступления команды из 5 человек, которые, используя материалы портфолио, а также, возможно, и видеоматериалы представляют свой взгляд на решение избранной проблемы.
Проводится отбор материала для устного выступления, организуются тренировочные упражнения по ораторскому искусству, составляется сценарии выступления обучающихся, отрабатываются умения отвечать на самые каверзные вопросы оппонентов.

7 стадия. Презентация проекта

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где обучающиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.
Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.

8 стадия. Рефлексия

Главная цель этого этапа - анализ самими обучающимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе.
При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, определяются встретившиеся трудности, происходит оценивание вклада микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления. По итогам возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.


------------------------------------------------------------------