Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 23.01.2015 по делу N 2-86/2015 <О признании недействующими подпунктов 2 и 3 пункта 2.7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного Постановлением администрации муниципального района "Корткеросский" от 30.09.2014 N 2015>



КОРТКЕРОССКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2015 г. по делу № 2-86/2015

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре С., с участием ст. помощника прокурора Федотовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Прокурора Корткеросского района
к администрации муниципального района "Корткеросский"
о признании постановления противоречащим законодательству,

установил:

Прокурор Корткеросского района обратился в суд с заявлением, о признании противоречащими законодательству подпункты 2 и 3 пункта 2.7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации МОМР "Корткеросский" 30.09.2014 № 2015, и не подлежащим применению со дня вступления в силу. В обоснование требований указав, что указанные подпункты Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка противоречат положениям законодательства РФ, соответственно требование к заявителю, обратившемуся за выдачей градостроительного плана земельного участка по предоставлению материалов топографической съемки земельного участка и технических паспортов на все расположенные в границах земельного участка объектов капитального строительства (при наличии таких объектов), является незаконным, создает препятствия лицам, обратившимся за предоставлением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка.
В судебном заседании прокурор Федотова М.В. требования и доводы заявления поддержала в полном объеме.
Администрация МО МР "Корткеросский" на судебное заседание своего представителя не направила, надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного, но не явившегося представителя ответчика.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в т.ч. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В силу ст. 6 Закона № 273-ФЗ одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Постановлением администрации МР "Корткеросский" от 30.09.2014 № 2015 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - Постановление). Постановление устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий администрации МО МР "Корткеросский", взаимодействие с заявителями и органами государственной власти при предоставлении муниципальной услуги.
Постановление принято во исполнение Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 2 Закона № 210-ФЗ определено, что административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Согласно ст. 12 указанного Закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие в том числе: стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; формы контроля за исполнением административного регламента. В силу положений ст. 14 указанного Закона стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает в том числе: исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
Постановление администрации МР "Корткеросский" от 30.09.2014 № 2015 является нормативным правовым актом, затрагивающим права и интересы граждан и организаций, в соответствии с законодательством наделенных обязанностью на получение градостроительного плана при подготовке к строительству объектов капитального строительства. Постановление вступило в силу с 1 октября 2014 и размещено в "Информационном вестнике Совета муниципального района "Корткеросский" и администрации муниципального района "Корткеросский", № 167 от 21.11.2014.
Подпунктами 2, 3 п. 2.7.1 Административного регламента, на заявителя возложена обязанность по предоставлению вместе с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка - технических паспортов на все расположенные в границах земельного участка объекты капитального строительства (при наличии объектов капитального строительства) и материалов топографической съемки земельного участка.
При этом, администрацией района при принятии данной нормы не учтены положения ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ.
В силу пунктов 1 - 3 ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Частью 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ закреплены конкретные документы, на которые не распространяются положения пункта 2 части 1 настоящей статьи, а именно:
1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца;
2) документы воинского учета;
3) свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
4) документы, подтверждающие предоставление лицу специального права на управление транспортным средством соответствующего вида;
5) документы, подтверждающие прохождение государственного технического осмотра (освидетельствования) транспортного средства соответствующего вида;
6) документы на транспортное средство и его составные части, в том числе регистрационные документы;
7) документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, а также документы, оформленные по результатам расследования несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания;
8) документы об образовании и (или) о квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения, выдаваемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
9) справки, заключения и иные документы, выдаваемые организациями, входящими в государственную, муниципальную или частную систему здравоохранения;
10) документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации, переданные на постоянное хранение в государственные или муниципальные архивы;
11) документы, выданные (оформленные) органами дознания, следствия либо судом в ходе производства по уголовным делам, документы, выданные (оформленные) в ходе гражданского судопроизводства либо судопроизводства в арбитражных судах, в том числе решения, приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
12) учредительные документы юридического лица;
13) решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве;
14) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
15) документы, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
16) удостоверения и документы, подтверждающие право гражданина на получение социальной поддержки, а также документы, выданные федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и необходимые для осуществления пенсионного обеспечения лица в целях назначения и перерасчета размера пенсий;
17) документы о государственных и ведомственных наградах, государственных премиях и знаках отличия;
18) первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, предоставленных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
При этом ч. 6.1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо муниципальным правовым актом может быть предусмотрена реализация требований пункта 2 части 1 настоящей статьи в отношении документов, указанных в части 6 настоящей статьи и необходимых для предоставления муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в случае, если такие документы находятся в распоряжении государственных органов соответствующего субъекта Российской Федерации, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг.
Таким образом, органом местного самоуправления, предоставляющим муниципальную услугу, не могут быть запрошены дополнительные документы, кроме предусмотренных ч. 6 ст. 7 Закона № 210-ФЗ, при этом в силу положений ч. 6.1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ муниципальным правовым актом может быть предусмотрено не предоставление указанных документов, находящихся в распоряжении органа местного самоуправления.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ (далее - Кодекс) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Кодекса, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его местоположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.
Градостроительный план земельного участка необходим лицам (в том числе хозяйствующим субъектам), осуществляющим строительство объектов капитального строительства, в т.ч., на стадии их проектирования. Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Указанные нормы Градостроительного кодекса, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Таким образом, требование к заявителю, обратившемуся за выдачей градостроительного плана земельного участка по предоставлению материалов топографической съемки земельного участка, технических паспортов на все расположенные в границах земельного участка объекты капитального строительства (при наличии объектов капитального строительства), незаконно и создает препятствия лицам, обратившимся за предоставлением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, и может повлечь за собой незаконный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В силу п. "д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, превышение органом местного самоуправления установленной законодательством компетенции признается коррупционным фактором.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 47 Закон № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
С учетом изложенного, суд считает, что подпункты 2 и 3 пункта 2.7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации МОМР "Корткеросский" 30.09.2014 № 2015, противоречат нормам законодательства Российской Федерации. Действие данного Регламента нарушает права и законные интересы лиц, обращающихся за предоставлением муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, и может повлечь за собой незаконный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В связи с чем, заявленные требования прокурора Корткеросского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 197 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить требования прокуратуры Корткеросского района в полном объеме.
Признать подпункты 2 и 3 пункта 2.7.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением администрации МОМР "Корткеросский" 30.09.2014 № 2015, противоречащими законодательству и не подлежащими применению с 01.10.2014 года - со дня его вступления в силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2015 года.

Судья
Э.Ф.БУЯН


------------------------------------------------------------------