Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 30.01.2015 "По делу о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года N 119-РЗ "О реализации на территории Республики Коми Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по жалобе гражданки Богданович Татьяны Николаевны"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 2015 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 2 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 18 НОЯБРЯ 2008 ГОДА № 119-РЗ "О
РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОТЧУЖДЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА,
НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
И АРЕНДУЕМОГО СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПО ЖАЛОБЕ
ГРАЖДАНКИ БОГДАНОВИЧ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В.Кретова, судей М.Г.Аграновича, Д.Н.Басманова, А.В.Проскурова,
с участием представителя Государственного Совета Республики Коми Е.М.Закидальского - начальника отдела экономического законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми Е.А.Федчук - начальника отдела бюджетного и гражданского законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, Л.Н.Холоповой - заместителя директора государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения",
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 119-РЗ "О реализации на территории Республики Коми Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Поводом к рассмотрению настоящего дела явилась жалоба гражданки Т.Н.Богданович, а основанием для рассмотрения - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми положения указанного выше Закона Республики Коми.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Проскурова, выступления сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В Конституционный Суд Республики Коми обратилась гражданка Т.Н.Богданович с жалобой о проверке конституционности статьи 2 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 119-РЗ "О реализации на территории Республики Коми Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон Республики Коми).
В обоснование жалобы Т.Н.Богданович указала, что положения этого закона нарушают ее конституционные права, так как устанавливают срок рассрочки оплаты недвижимого имущества при реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества лишь в отношении имущества, находящегося в государственной собственности.
В жалобе заявительница также просит Конституционный Суд Республики Коми обязать законодательные органы Республики Коми внести изменения в рассматриваемый Закон Республики Коми, добавив статью 2 словами "или в муниципальной собственности". Между тем разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Республики Коми, как она определена в статье 96 Конституции Республики Коми и статье 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", а является прерогативой законодателя. На основании статьи 63 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" производство по делу в этой части подлежит прекращению.
Конституционный Суд Республики Коми в силу положений частей второй и третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении; при этом Конституционный Суд Республики Коми принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
В соответствии с частями второй и третьей статьи 3 этого же Закона Республики Коми Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Учитывая изложенное, предметом рассмотрения по настоящему делу является статья 2 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 119-РЗ "О реализации на территории Республики Коми Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно проверка соответствия положений этой нормы Конституции Республики Коми, гарантирующей равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 17) и запрещающей их ограничение (статья 18), защиту равным образом всех форм собственности (статья 12).
2. Согласно пунктам "б" и "г" статьи 72 Конституции Российской Федерации и корреспондирующим им пунктам "б" и "г" статьи 64 Конституции Республики Коми защита прав и свобод человека и гражданина, разграничение государственной собственности находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Коми. В Республике Коми защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 12 Конституции Республики Коми).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление права на приватизацию (передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц) осуществляется публичной властью в целях стимулирования свободы предпринимательской деятельности, поддержки конкуренции, становления и развития рыночной экономики, основанной на свободе собственности и договора; соответственно, объем и содержание этого права, а также прав, ему сопутствующих, определяются в федеральных законах, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и должны отвечать общеправовому критерию формальной определенности, непосредственно вытекающему из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов, а также из принципа юридического равенства, закрепленных в статьях 4, 15 и 19 Конституции Российской Федерации. В этих федеральных законах должны быть предусмотрены и надлежащие процедуры приватизации с тем, чтобы при передаче имущества от публичного собственника в частную собственность соблюдались конституционные гарантии права собственности, в том числе обеспечивалась бы защита прав и законных интересов всех участников соответствующих правоотношений на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности используемых правовых средств и конституционно одобряемых целей (Постановления от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 3 ноября 1998 года № 25-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 21 января 2010 года № 1-П, от 20 декабря 2010 года № 22-П).
Из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости следует обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования. Принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми федеральный законодатель устанавливает полномочия субъектов Российской Федерации. Иное означало бы, что федеральный законодатель вправе передать субъекту Российской Федерации неопределенные по объему полномочия, а законодатель субъекта Российской Федерации - реализовать их произвольным образом, чем нарушался бы принцип разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (статьи 71, 72, 73 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации, статей 1, 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 65 Конституции Республики Коми органы государственной власти Республики Коми при осуществлении правового регулирования в сфере указанных отношений во всех случаях обязаны учитывать принцип иерархии законов и при принятии нормативных правовых актов не допускать какого-либо умаления прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.
3. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в качестве одной из дополнительных гарантий, предоставляемых указанным субъектам, предусматривает преимущественное право на приобретение арендуемого имущества.
Согласно статье 5 упомянутого Федерального закона оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен составлять менее трех лет.
Федеральным законом также предусмотрено, что в случае, если законом субъекта Российской Федерации не установлен срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренный статьей 5 настоящего Федерального закона, применяется срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, равный трем годам (часть первая статья 9).
Таким образом, данным Федеральным законом определен круг объектов недвижимости, в отношении которых может быть реализовано преимущественное право на их приобретение - арендуемое недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, а также предписано субъектам Российской Федерации установить срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества (статьи 3, 5).
В развитие приведенных предписаний Федерального закона в статье 2 рассматриваемого Закона Республики Коми установлен срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества - не более пяти лет.
Между тем срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества упомянутым Законом Республики Коми не определен.
Таким образом, несмотря на вышеприведенные предписания федерального законодателя о необходимости установления срока рассрочки оплаты в отношении приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося как в государственной собственности субъектов Российской Федерации, так и в муниципальной собственности, положения статьи 2 Закона Республики Коми прямо указывают лишь на предоставление рассрочки оплаты объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Республики Коми, чем порождают неопределенность относительно возможности получения права на рассрочку оплаты в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах анализ нормы, изложенной в статье 2 Закона Республики Коми, позволяет сделать вывод о ее несоответствии статьям 64, 65 Конституции Республики Коми, как нарушающей единообразное регулирование отношений, относящихся к предмету совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми; при этом такая неопределенность рассматриваемых законоположений означает искажение правовой природы равенства прав и свобод человека и гражданина, защиты равным образом всех форм собственности, и тем самым - умаление прав, гарантированных статьями 12, 17, 18 Конституции Республики Коми.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать положения статьи 2 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 119-РЗ "О реализации на территории Республики Коми Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 12, 17, 18, 64, 65 в той мере, в какой они не предусматривают возможность оплаты в рассрочку находящегося в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, приобретаемого ими при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества.
2. Производство по делу в части, касающейся требований о внесении изменений в статью 2 Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 года № 119-РЗ "О реализации на территории Республики Коми Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", прекратить.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


------------------------------------------------------------------