Постановление администрации муниципального района "Койгородский" от 07.05.2015 N 11/05 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Койгородский" на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КОЙГОРОДСКИЙ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2015 г. № 11/05

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КОЙГОРОДСКИЙ"
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", распоряжением Правительства Республики Коми от 14 августа 2014 г. № 290-р "Об утверждении Программы Правительства Республики Коми по повышению эффективности управления государственными финансами Республики Коми на период до 2018 года", администрация муниципального района "Койгородский" постановляет:
1. Утвердить программу повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Койгородский" на период до 2018 года согласно приложению (далее - Программа).
2. Структурным (функциональным) подразделениям администрации муниципального района "Койгородский" обеспечить выполнение мероприятий Программы.
3. Рекомендовать администрациям сельских поселений обеспечить выполнение мероприятий Программы.
4. Признать утратившим силу постановление администрации муниципального района "Койгородский" от 27 декабря 2012 г. № 104/12 "Об утверждении программы повышения эффективности бюджетных расходов муниципального образования муниципального района "Койгородский" на период до 2015 года".
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования в Информационном Вестнике.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника финансового управления администрации муниципального района "Койгородский".

Исполняющий обязанности главы
МР "Койгородский" -
Руководителя администрации района
Н.КОСТИНА





Приложение
к Постановлению
администрации МР "Койгородский"
от 7 мая 2015 г. № 11/05

ПРОГРАММА
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА "КОЙГОРОДСКИЙ" НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами муниципального образования муниципального района "Койгородский" на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р и положениями распоряжения Правительства Республики Коми от 14 августа 2014 г. № 290-р.

I. Цель, задачи и условия реализации Программы

Основной целью администрации муниципального района "Койгородский" в сфере муниципальных финансов является обеспечение эффективного, ответственного и прозрачного управления как одного из важнейших условий повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития.
1. Необходимость разработки, цель и задачи Программы
Основные на текущий момент нерешенные вопросы в сфере муниципальных финансов:
1) отсутствие регламентированной процедуры формирования, рассмотрения и использования в бюджетном процессе и при разработке документов муниципального стратегического планирования прогнозов социально-экономического развития;
2) отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием;
3) ограниченность практики использования муниципальных программ в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования;
4) формальное применение и неиспользование в полной мере новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
5) недостаточно высокий уровень качества управления муниципальными финансами;
6) отсутствие современной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
7) ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
8) несовершенство методологической базы и ответственности за качество подготовки финансово-экономических обоснований проектов нормативных правовых актов, программ;
9) недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора муниципального управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Среди указанных выше проблемных вопросов в сфере управления общественными финансами существуют не только внешние, но и внутренние сдерживающие факторы. Совокупность данных факторов и общероссийской тенденции к снижению базы налоговых и неналоговых доходов при одновременном росте расходных обязательств бюджетов района формирует объективную необходимость скорейшего и комплексного решения задач, направленных на достижение цели Программы - повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития.
2. Основные задачи, решение которых обуславливает достижение поставленной цели
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) совершенствование программно-целевых методов управления в бюджетном процессе;
2) осуществить поэтапный переход к долгосрочному бюджетному планированию (формирование Бюджетного прогноза МО МР на долгосрочный период);
3) увеличить поступление доходов в бюджет МО МР и бюджеты поселений;
4) повысить эффективность бюджетных расходов;
5) совершенствовать систему муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
6) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
7) повысить открытость и прозрачность управления общественными финансами.
Общей предпосылкой для достижения цели и решения задач Программы является долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетной системы муниципального образования.
В сложившейся ситуации сокращения возможностей по росту налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет муниципального образования муниципального района "Койгородский" при одновременном резком росте бюджетных расходов, прежде всего обусловленных социально направленными расходными обязательствами, сбалансированность и долгосрочная устойчивость бюджета МО МР в целом подвергаются значительным бюджетным рискам.
Основными механизмами по минимизации бюджетных рисков должны стать ограничения по росту расходов бюджета МО МР, поселений и мероприятия по наращиванию доходной базы бюджета МО МР, поселений.
В целом приоритетной задачей на среднесрочную (до 6 лет) перспективу должно стать сдерживание роста дефицита бюджета МО МР и поселений. В более отдаленной перспективе необходимо своей целью поставить достижение бездефицитного бюджета.
Комплексным документом, содержащим основные решения в отношении координации и синхронизации применения механизмов, обеспечивающих в долгосрочной перспективе сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, должен стать Бюджетный прогноз муниципального района "Койгородский" на долгосрочный период (далее - Бюджетный прогноз).
Вместе с тем в целях включения Бюджетного прогноза в систему документов стратегического планирования срок ее реализации должен коррелировать со сроком реализации Стратегии социально-экономического развития МО МР и муниципальных программ. В связи с этим представляется целесообразным разработать и утвердить Бюджетный прогноз сразу с учетом федеральных рекомендаций (а в перспективе - требований Бюджетного кодекса Российской Федерации), а остальные документы стратегического планирования "подтянуть" к ней по срокам в начале очередного цикла стратегического планирования (2020 год)).
В процессе стратегического бюджетного планирования необходимо предусмотреть мероприятия по поддержанию уровня и структуры муниципального долга МО МР на безопасном для долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы МО МР уровне.
Основным направлением будет работа по оптимизации объема и структуры муниципального долга МО МР, совершенствованию механизмов управления муниципальным долгом МО МР, включающая:
- своевременное погашение долговых обязательств МО МР;
- своевременное исполнение обязательств по обслуживанию муниципального долга МО МР;
- обеспечение прозрачности управления муниципальным долгом МО МР и доступности информации о муниципальном долге МО МР.
Кроме того, необходимо обеспечить соблюдение установленных законодательством ограничений предельного объема муниципального долга МО МР и минимизации расходов на его обслуживание, в том числе путем:
- учета текущих и вновь привлекаемых долговых обязательств;
- проведения мониторинга финансовых рынков с целью отбора оптимальной цены заимствований;
- осуществления муниципальных заимствований на конкурсной основе.

II. Модернизация бюджетного процесса в условиях
внедрения программно-целевых методов управления

В 2015 году в МО МР "Койгородский" был осуществлен переход на представление расходной части бюджета района в разрезе муниципальных программ и непрограммных расходов ("программный" бюджет). При этом доля расходов, формируемых в рамках муниципальных программ, превышает 90 процентов общего объема расходов.
"Программный" бюджет не является самоцелью. Внедрение программных принципов бюджетного планирования предполагает кардинальное изменение подходов к составлению, исполнению и контролю бюджетов, направленное на построение единой системы стратегического и бюджетного планирования, минимизацию внесистемных, конъюнктурных, непросчитанных решений.
Главной задачей в 2015 году в сфере повышения эффективности применения программно-целевых механизмов управления муниципальными финансами является формирование методологической основы, а затем и собственно Бюджетного прогноза. Внедрение этого инструмента долгосрочного бюджетного планирования позволит заполнить имеющийся вакуум между прогнозом социально-экономического развития, основными направлениями бюджетной и налоговой политики, трехлетним бюджетом - документами среднесрочного прогнозирования и планирования - с одной стороны, и временным лагом, характеризующим период реализации стратегии социально-экономического развития и муниципальных программ. Таким образом, будет достигнута определенность в ресурсном обеспечении решения задач и достижении стратегических целей, ставящихся в Стратегии социально-экономического развития муниципального района и муниципальных программах.

1. Внедрение программных принципов бюджетного планирования

На муниципальном уровне будет продолжено совершенствование муниципальных программ. На основе накопленного опыта следует проанализировать полноту охвата мероприятиями муниципальных программ соответствующих сфер, корректность формулировок основных мероприятий и индикаторов.
В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям, и соисполнителям, участникам муниципальных программ. Фактически ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных основных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств с определенными ограничениями.
Для реализации данного направления необходимо закрепить соответствующие полномочия ответственных исполнителей муниципальных программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта решения о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета с внесением в случае необходимости изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Главной задачей в сфере повышения эффективности применения программно-целевых механизмов управления муниципальными финансами является формирование методологической основы, а затем и собственно Бюджетного прогноза. Внедрение этого инструмента долгосрочного бюджетного планирования позволит заполнить имеющийся вакуум между прогнозом социально-экономического развития, основными направлениями бюджетной и налоговой политики, трехлетним бюджетом - документами среднесрочного прогнозирования и планирования - с одной стороны, и временным лагом, характеризующим период реализации стратегии социально-экономического развития и муниципальных программ. Таким образом, будет достигнута определенность в ресурсном обеспечении решения задач и достижении стратегических целей, ставящихся в Стратегии социально-экономического развития муниципального района и муниципальных программах.
Бюджетный прогноз будет определять предельные объемы ("потолки") расходов бюджета МО МР на реализацию муниципальных программ на основе прогноза основных бюджетных параметров, в том числе обусловленных параметрами Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, решениями Правительства Российской Федерации, утвержденными документами стратегического планирования, параметрами Стратегии социально-экономического развития муниципального района "Койгородский" до 2020 года, иными внешними и внутренними факторами и тенденциями. "Потолки" расходов позволят определять приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов (с внесением при необходимости предложений по изменению соответствующих нормативных правовых актов) и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
"Потолки" расходов позволят определять приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов (с внесением при необходимости предложений по изменению соответствующих нормативных правовых актов) и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.

2. Развитие системы муниципального финансового контроля

В условиях перехода к программному бюджету происходит трансформация задач органов внешнего муниципального финансового контроля. Одним из основных инструментов в деятельности внешнего муниципального контроля при этом должен стать аудит эффективности. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование. Он предполагает не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
Важнейшей новацией в сфере муниципального финансового контроля, произошедшей в связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", является определение сферы муниципального финансового контроля, введение понятий "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля.
Кроме того, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к контролю законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы также отнесены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок для муниципальных нужд.
При организации указанной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля необходимо определять приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие финансовых нарушений, а также обеспечивать координацию планов контрольной деятельности данных органов.
На этапе планирования проведения проверок и ревизий органы внутреннего муниципального финансового контроля должны проводить комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере, который включает:
- обследование систем внутреннего финансового контроля и аудита всех главных администраторов бюджетных средств;
- анализ сведений о планировании и результатах контрольных мероприятий других уполномоченных органов (контрольно-счетные органы, органы финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств, а также правоохранительные органы);
- анализ данных о закупках.
Переход к программному бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения о бюджете городского округа, но и на всем их "жизненном цикле" - при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности муниципальных программ.
В процессе реализации муниципальных программ органы внешнего муниципального финансового контроля обладают широкими полномочиями по анализу формирования и выполнения муниципальных программ на всем их "жизненном цикле". При их формировании органы внешнего муниципального финансового контроля вправе проводить экспертизу проектов программ, а в ходе реализации программ они будут осуществлять аудит эффективности, в том числе направленный на определение результативности муниципальных программ и обоснованности объемов бюджетных средств, использованных на выполнение программных мероприятий.
Наряду с установленными бюджетным законодательством бюджетными полномочиями по контролю Совет муниципального района "Койгородский" в процессе рассмотрения и утверждения бюджета района будет обладать полномочиями по проведению комплексного анализа муниципальных программ с учетом представленных заключений Контрольно-счетного органа МО МР "Койгородский" по результатам экспертизы проектов муниципальных программ, аудита эффективности, полной и достоверной отчетности о реализации муниципальных программ.
В свою очередь, органы внутреннего муниципального финансового контроля будут обладать полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ с применением мер ответственности в случаях представления заведомо неполной или недостоверной отчетности.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Для реализации перечисленных новых подходов к деятельности органов внутреннего финансового контроля, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов целесообразно:
- выработать единую методику осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
- обеспечить координацию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- обеспечить координацию внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

III. Повышение эффективности управления бюджетными доходами

В целях повышения эффективности управления доходами бюджета муниципального района "Койгородский" и бюджетов поселений предлагается осуществить комплекс мероприятий по следующим основным направлениям.
1. Оценка эффективности налоговых льгот по местным налогам на соответствие целям, для которых они были введены, в том числе в привязке к целям и задачам муниципальных программ, соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение, в виде недополученных доходов бюджетной системы.
2. Организация и проведение инвентаризации муниципального имущества МО МР "Койгородский".
3. Увеличение неналоговых доходов от пользования и распоряжения земельными участками, находящихся в собственности МО МР "Койгородский", право государственной собственности на которые не разграничено.
4. Стимулирование органов местного самоуправления муниципального района "Койгородский" по наращиванию потенциала налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Наряду с перечисленными направлениями следует активизировать работу по улучшению инвестиционного климата путем использования нефинансовых инструментов, обеспечить более тесное сотрудничество с территориальным налоговым органом с целью снижения объемов недоимки по налогам и сборам, увеличения поступлений по налогам, сборам и административным штрафам, осуществить меры по увеличению доходов от сдачи муниципального имущества в аренду.

IV. Повышение эффективности бюджетных расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному" бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов местного самоуправления за достижение запланированных целей и результатов.
Повышение эффективности бюджетных расходов в рамках Программы предполагает развитие следующих направлений:
- создание системы анализа эффективности бюджетных расходов;
- повышение функциональной эффективности расходов в сфере муниципальных закупок;
- повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных инвестиций;
- развитие муниципально-частного партнерства;
- повышение качества финансового менеджмента главными распорядителями средств бюджета МО МР.
1. Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в процессе формирования проектов бюджетов, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования должны в полной мере применяться требования, установленные постановлением Постановление администрации МР "Койгородский" от 29 августа 2013 г. № 138/08 "О муниципальных программах муниципального образования муниципального района "Койгородский".
Также значительное место в системе анализа эффективности бюджетных расходов должно занять формирование планов закупок и планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. При этом целесообразность осуществления муниципальных закупок должна быть увязана с целями и задачами реализации муниципальных программ, планов закупок, планы-графики закупок должны быть увязаны с планами реализации указанных программ, а в контрактах на проведение услуг или закупку товаров для муниципальных нужд должны указываться результаты соответствующих мероприятий муниципальных программ.
В целом система оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ.
Необходимо нормативно закрепить принцип оценки эффективности расходов, заключающийся в том, что при прочих равных условиях объемы бюджетных расходов будут оцениваться в качестве наиболее эффективных в пределах, при которых темпы прироста расходов на один условный рубль не превышают темпов улучшения соответствующих показателей, отражающих конечный результат использования муниципальных финансов.
Принципиальной задачей формирования системы анализа эффективности бюджетных расходов является применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, выработка конкретных планов по минимизации выявленных локальных и общих препятствий эффективного использования бюджетных средств.
2. Вступившим в силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено формирование в структуре органов местного самоуправления, казенных учреждений, иных юридических лиц контрактных служб (или контрактных управляющих).
В рамках организации данного процесса заказчикам предстоит утвердить правовые акты (регламенты), устанавливающие порядок реализации контрактными службами возлагаемых на них функций, а также обеспечить требуемый уровень квалификации муниципальных служащих, работников учреждений. При этом формирование контрактных служб должно осуществляться в рамках общей штатной численности органов местного самоуправления, работников учреждений.
Оптимизация бюджетных расходов на муниципальные нужды будет обеспечиваться также передачей отдельных полномочий заказчика уполномоченному органу. Практика осуществления централизованных закупок позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, а также обеспечить экономию на объемах закупок.
3. В сфере повышения эффективности оказания муниципальных услуг необходимо развивать следующие направления.
Повысить значение муниципального задания на оказание муниципальных услуг в качестве одного из инструментов стратегического и бюджетного планирования, обеспечить взаимосвязь муниципальных программ и муниципальных заданий.
Оптимизировать структуру бюджетной сети за счет ликвидации или реорганизации учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
Обеспечить изменение типа бюджетных и автономных учреждений МО МР "Койгородский", оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения либо их ликвидацию.
Необходимо стимулировать муниципальные учреждения к движению в этих направлениях.
Кроме того, в рамках реализации федеральной политики, направленной на создание единого сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, в 2015 году необходимо будет организовать работу отраслевых (функциональных) органов, исполняющих функции и полномочия учредителей муниципальных учреждений, по формированию муниципальных заданий на основе базовых (отраслевых) перечней муниципальных услуг (работ).
В перспективе, по мере актуализации федерального законодательства, необходимо будет активизировать работу по привлечению негосударственных учреждений к оказанию услуг и выполнению работ в социальной сфере. Этот процесс при разумном подходе должен повысить конкуренцию на рынке социальных услуг, одновременно стимулировать повышение их качества и снижение стоимости.
4. В сфере бюджетных инвестиций необходимо решить следующие задачи.
В целях реализации внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 418-ФЗ изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2015 году потребуется принятие нормативных правовых актов органами местного самоуправления, устанавливающих новые правила финансового обеспечения капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Важной задачей в области правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства также является снижение доли объектов, по которым отсутствует утвержденная в установленном порядке проектная документация, поскольку планирование объемов финансового обеспечения в пределах одного года одновременно на разработку проектной документации и организацию строительства объекта капитального строительства приводит к сдвигу начала закупок подрядных и иных связанных с ними работ или к необходимости перераспределения бюджетных ассигнований на другие объекты.
5. В сфере развития муниципально-частного партнерства возможно использовать оптимальное сочетание муниципальных и частных ресурсов для решения ключевых задач социально-экономического развития МО МР "Койгородский".
Муниципально-частное партнерство на основе долгосрочного контракта между частным инвестором и публично-правовым образованием реализуется при условии, что инвестиционный проект обеспечивает решение одной из долгосрочных задач социально-экономического развития, находящейся в компетенции органа местного самоуправления.
Для расширения практики использования инструментария муниципально-частного партнерства в социальной сфере необходимо сформировать систему оценки таких проектов, включая условия заключения соглашений муниципально-частного партнерства и критерии их эффективности.
Законодательная база функционирования механизмов муниципально-частного партнерства должна обеспечивать не только конкуренцию между проектами, но и открытый доступ к информации на всех стадиях проекта, в том числе в части оценки кредитоспособности проекта и проведения его технологического и ценового аудита.
6. В свете перехода на бюджетирование программно-целевыми методами необходимо уделить особое внимание на встраивание финансового менеджмента в деятельность главного распорядителя с охватом всех взаимосвязанных бюджетных процедур (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
Повышение качества финансового менеджмента в органах власти будет во многом обуславливаться внедрением системы внутреннего финансового контроля и аудита.
В целях стимулирования руководителей главных распорядителей средств бюджета к более ответственному финансовому менеджменту, а также активному внедрению прогрессивных методов управления финансами будет продолжена практика ежегодного мониторинга качества финансового менеджмента. При этом система мониторинга будет актуализироваться и развиваться с учетом наиболее важных нововведений, которые будут внедряться на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях.

V. Обеспечение открытости и прозрачности
общественных финансов

Обеспечение открытости и прозрачности бюджетного процесса, структуры, целей и направлений использования бюджетных ресурсов является неотъемлемым условием формирования эффективной системы управления общественными финансами. Не менее значимым является обеспечение представления целей и результатов бюджетной политики, бюджетного процесса в доступной и понятной для широкого круга граждан форме.
На сайте администрации муниципального района "Койгородский" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" регулярно публикуются материалы решения о бюджете района на очередной финансовый год и плановый период, сведения об исполнении бюджета района.
Ряд лет проект решения о бюджете района и отчет об исполнении бюджета за отчетный год выносятся на публичные слушания.
Для повышения информированности граждан о деятельности муниципальных учреждений в муниципальном образовании "Койгородский" необходимо обеспечить своевременное наполнение и поддержание в актуальном виде данных, вносимых на официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о муниципальных учреждениях.
В будущем работа, направленная на повышение степени открытости бюджетного процесса будет продолжена. Аналогично при актуализации или разработке новых муниципальных программ будут осуществляться процедуры, обеспечивающие учет мнения гражданского общества. Такую практику целесообразно распространить как самый близкий к интересам и потребностям каждого конкретного гражданина.
В среднесрочной перспективе ожидается создание и развитие на федеральном уровне Единого портала "Открытый бюджет" как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых образований для общества, а также в качестве официального источника информации.
Вместе с тем, поскольку создание Единого портала - вопрос нескольких лет, а задача по расширению и активизации участия граждан в бюджетном процессе требует немедленных шагов по ее решению, в перспективе 2015 - 2016 годов необходимо продолжить практику формирования и публикации на доступных ресурсах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информационных брошюр "Бюджет для граждан", "Отчет для граждан".

VI. Заключительные положения

Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с Планом реализации Программы (приложение к Программе). В ходе реализации Программы План может уточняться и дополняться.
Расходы на реализацию мероприятий Программы осуществляются за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Койгородский" на соответствующий финансовый год в составе расходов на реализацию соответствующих муниципальных программ.





Приложение
к Программе
по повышению эффективности
управления
муниципальными финансами
муниципального образования
муниципального района
"Койгородский"
период до 2018 года

ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КОЙГОРОДСКИЙ"
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

№ п/п
Наименование мероприятия
Детализация по конкретным мероприятиям
Ожидаемый результат
Срок исполнения
Ответственные исполнители
1
2
3
4
5
6
1. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления
1.1.
Формирование Бюджетного прогноза МОМР "Койгородский"
Подготовка проекта муниципального нормативного акта администрации МОМР "Койгородский" об утверждении Бюджетного прогноза МОМР "Койгородский"
Муниципальный нормативно-правовой акт администрации МР "Койгородский" о Бюджетном прогнозе МОМР "Койгородский" утвержден
2015 год, актуализация ежегодно
Финансовое управление администрации МР "Койгородский
1.2.
Повышение эффективности реализации муниципальных программ МОМР "Койгородский"
Проведение оценки целевых индикаторов муниципальных программ МОМР "Койгородский"
Соответствие целевых индикаторов муниципальных программ МОМР "Койгородский" установленным требованиям
2015 год
Курирующие заместители руководителя администрации МР "Койгородский";
Ответственные исполнители муниципальных программ, определенные постановлением администрации МР "Койгородский"
Обеспечение соответствия плановых значений индикаторов муниципальных программ МОМР "Койгородский" значениям, определенным в Стратегии социально-экономического развития МОМР "Койгородский" на период до 2020 года
Согласованность стратегических документов
ежегодно
Отдел экономической политики администрации муниципального района "Койгородский";
ответственные исполнители муниципальных программ, определенные постановлением администрации МР "Койгородский", курирующие заместители руководителя администрации МР "Койгородский"
Обеспечение взаимосвязи системы целей, задач, индикаторов, а также финансовых показателей в муниципальных программах МОМР "Койгородский" и государственных программах Республики Коми
Повышение результативности муниципальных программ МОМР "Койгородский"
2015 - 2018 годы
Ответственные исполнители муниципальных программ, определенные постановлением администрации МР "Койгородский", курирующие заместители руководителя администрации МР "Койгородский"
1.3.
Обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки по годам (ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 20% от объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности)
Объем средств, направляемых на погашение долговых обязательств МОМР "Койгородский", составляет не более 20% объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по утвержденному бюджету
Обеспечение равномерной долговой нагрузки бюджета МОМР "Койгородский"
ежегодно
Финансовое управление администрации МР "Койгородский"
1.4.
Выработка единой методики осуществления внутреннего муниципального финансового контроля
Разработка методических рекомендаций по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля
Муниципальный правовой акт администрации МР "Койгородский" о методике осуществления внутреннего муниципального финансового контроля
2015 год
Финансовое управление администрации МР "Койгородский"
1.5.
Обеспечение контроля за осуществлением главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Разработка методики анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Муниципальный правовой акт администрации МР "Койгородский" о методике анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
2015 год
Финансовое управление администрации МР "Койгородский"

Предоставление в Финансовое управление администрации МР "Койгородский" главными администраторами бюджетных средств ежегодных отчетов по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту и их анализ
Повышение качества осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
2015 - 2018 годы
Финансовое управление администрации МР "Койгородский"
1.6.
Обеспечение координации деятельности внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд МОМР "Койгородский"
Организация информационного воздействия органов муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд в МОМР "Койгородский"
Повышение качества и результативности внутреннего муниципального финансового контроля, повышение эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок для муниципальных нужд
2015 - 2018 годы
Финансовое управление администрации МР "Койгородский"
2. Повышение эффективности управления бюджетными доходами
2.1.
Оценка эффективности налоговых льгот по налогам в установленном порядке
Проведение ежегодного мониторинга предоставленных налоговых льгот
Оптимизация налоговых льгот по региональным налогам, отмена неэффективных налоговых льгот
2015 - 2018 годы
Отдел по управлению природными ресурсами администрации МР "Койгородский";
Главы сельских поселений
Актуализация нормативной базы, регламентирующей предоставление налоговых льгот по налогам, подлежащим зачислению в бюджеты МО МР "Койгородский"


Представление результатов оценки эффективности установленных налоговых льгот в соответствии с постановлением администрации МР от 18.12.13 № 2471



2.2.
Проведение работы с налоговыми органами в целях повышения собираемости налоговых доходов, а также сокращения задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
Выполнение работ по легализации объектов налогообложения (по всем направлениям: убыточности организаций, легализации заработной платы, сокращения задолженности по уплате налоговых обязательств)
Проведение работы по взысканию задолженности по налогам и сборам
Увеличение поступлений налогов, сокращение задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
Сокращение задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
2015 - 2018 годы
Межрайонная инспекция ИФНС России № 1 по Республике Коми (по согласованию)
Организация работы по легализации объектов налогообложения в рамках работы межведомственной комиссии при администрации МР "Койгородский"
Увеличение поступлений налогов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, сокращение задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
по отдельному графику
Межрайонная инспекция ИФНС России № 1 по Республике Коми (по согласованию)


Проведение работы по взысканию задолженности по налогам и сборам
Сокращение задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
2015 - 2018 годы
Межрайонная инспекция ИФНС России № 1 по Республике Коми (по согласованию)
2.3.
Организация и проведение инвентаризации муниципального имущества МОМР "Койгородский"
Разработка муниципального правового акта о порядке, сроках проведения инвентаризации муниципального имущества МОМР "Койгородский"
Муниципальный правовой акт о порядке, сроках проведения инвентаризации муниципального имущества в МОМР "Койгородский" утвержден
2015 год
Отдел по управлению природными ресурсами администрации МР "Койгородский"
Проведение инвентаризации балансодержателями муниципального имущества
Выявление фактического наличия объектов инвентаризации, их характеристик и сопоставление последних с учетными данными;
определение технического состояния объектов инвентаризации и возможности дальнейшей их эксплуатации;
выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов, а также нарушений в их использовании;
выявление неучтенного имущества, а также имущества, необходимость которого в обеспечении полномочий в МОМР "Койгородский" отсутствует
2015 - 2018 годы
Отдел по управлению имуществом и природными ресурсами администрации МР "Койгородский"

Организация и проведение инвентаризации муниципального имущества МО МР "Койгородский"
Проведение приватизации имущества, необходимость которого в обеспечении полномочий МО МР "Койгородский" отсутствует
Включение имущества, необходимость которого в обеспечении полномочий МО МР "Койгородский" отсутствует, в прогнозный план приватизации МОМР "Койгородский" на очередной год и плановый период
2015 - 2018 годы
Отдел по управлению имуществом и природными ресурсами администрации МР "Койгородский"
2.4.
Увеличение неналоговых доходов от пользования и распоряжения муниципальными земельными участками и земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено
Внедрение программного комплекса по автоматизированному учету договоров, связанных с владением и пользованием земельными участками, контролю за поступлением соответствующих платежей
Повышение уровня оперативности при работе с должниками и собираемости платежей
2015 - 2018 годы
Отдел по управлению имуществом и природными ресурсами администрации МР "Койгородский"


Проведение земельного контроля с целью выявления земельных участков, используемых не по назначению
Выявление недобросовестных пользователей земельных участков, принятие мер реагирования, в том числе перерасчет платежей в соответствии с фактическим видом использования
2015 - 2018 годы



Выявление лиц, имеющих в собственности здания, строения или сооружения, или иным образом занимающих земельные участки без оформления соответствующих прав
Понуждение к надлежащему оформлению прав на незаконно занимаемые земельные участки, в том числе применение мер административной ответственности
2015 - 2018 годы

2.5.
Повышение доходов от сдачи муниципального имущества в аренду
Ежегодное увеличение размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом
Рост доходов от сдачи в аренду муниципального имущества МОМР "Койгородский"
ежегодно
Отдел по управлению имуществом и природными ресурсами администрации МР "Койгородский"
3. Повышение эффективности бюджетных расходов
3.1.
Повышение функциональной эффективности расходов в сфере муниципальных закупок
Разработка правовых актов в целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- акт, регулирующий нормирование в сфере закупок;
- акт, определяющий случаи осуществления банковского сопровождения контрактов;
- акты, регулирующие порядок формирования, утверждения, ведения планов закупок и планов-графиков закупок
Правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд утверждены. Обеспечение муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
2015 год
Администрация МР "Койгородский", Финансовое управление администрации МР "Койгородский"
3.2.
Проведение оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления МО МР "Койгородский", отраслевых органов и структурных подразделений администрации МО МР "Койгородский"
Централизация отдельных типичных функций по обеспечению деятельности органов местного самоуправления (правовое обеспечение, бухгалтерское обслуживание аппаратов органов, автотранспортное обслуживание)
Сокращение численности муниципальных служащих органов местного самоуправления МОМР "Койгородский", оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления, отраслевых органов и структурных подразделений администрации МР "Койгородский"
по отдельному графику
Администрация МР "Койгородский" (заместители руководителя администрации МР "Койгородский";
Главы сельских поселений МОМР "Койгородский" (по согласованию)
Передача функций органов местного самоуправления, отраслевых органов и структурных подразделений администрации МР "Койгородский", не требующих принятия управленческих решений в рамках реализации полномочий сельским поселениям
3.3.
Осуществление оптимизации бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в организации иных организационно-правовых форм муниципальных учреждений, в том числе деятельность которых не соответствует полномочиям, возложенным на публично-правовое образование, которое является его учредителем, а также не соответствует профилю органа, осуществляющего функции и полномочия
Выявление неэффективных учреждений. Создание крупных образовательных комплексов на базе лучших образовательных организаций путем присоединения к ним неконкурентоспособных образовательных организаций
Повышение эффективности использования бюджетных средств;
повышение качества оказываемых муниципальных услуг
2015 - 2018 годы
Отраслевые органы администрации МР "Койгородский"
3.4.
Оптимизация расходов на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, обеспечение применения механизма нормативного подушевого финансирования оказания муниципальных услуг
Разработка Порядка формирования и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ
Правовой акт о порядке формирования и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг и работ утвержден
2 квартал 2015 года
Отраслевые органы и структурные подразделения администрации МР "Койгородский"
3.5.
Оценка эффективности предоставления средств из бюджета МО МР "Койгородский" юридическим лицам
1. Проведение конкурсного отбора проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Мониторинг отчетов получателей субсидий.
3. Оценка показателей результативности предоставления субсидий
Предложения по совершенствованию механизмов предоставления муниципальной поддержки. Оптимизация расходов бюджета МО МР "Койгородский"
2015 - 2018 годы
Финансовое управление администрации МР "Койгородский";
Отдел экономической политики администрации МР "Койгородский"
1. Проведение конкурсного отбора бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан, желающих открыть собственное дело.
2. Осуществление приема заявок субъектов малого и среднего предпринимательства на получение финансовой поддержки.
3. Мониторинг отчетов субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей субсидий.
4. Оценка показателей результативности предоставления субсидий



3.6.
Сокращение расходов за счет бюджетных ассигнований на 5 - 10% (муниципальные закупки, субсидии бюджетным и автономным учреждениям)
Формирование проектов бюджетов муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период с учетом сокращения расходов на 5 - 10%
Сокращение расходов бюджетов муниципального образования
2015 - 2018 годы
Отраслевые органы администрации МР "Койгородский";
Финансовое управление администрации МР "Койгородский"
3.7.
Обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизации расходов на административно-управленческий, вспомогательный и обслуживающий персонал с учетом предельной доли расходов на оплату труда в фонде оплаты труда учреждения
Реализация мероприятий "дорожных карт" по оптимизации расходов на административно-управленческий, вспомогательный и обслуживающий персонал
Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, вспомогательного и обслуживающего персонала в фонде оплаты труда учреждения - не более 40 процентов (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р)
2014 - 2018 годы
Отраслевые органы администрации МР "Койгородский"
4. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов
4.1.
Вовлечение гражданского общества в процесс принятия решений в бюджетной сфере
Проведение публичных слушаний проекта решения о бюджете МОМР "Койгородский" на очередной год и плановый период и отчета об исполнении бюджета МР "Койгородский" в отчетном году
Создание условий для участия граждан в публичном обсуждении проектов решения о бюджете МОМР "Койгородский" и об исполнении бюджета МОМР "Койгородский"
ежегодно
Финансовое управление администрации МР "Койгородский"
4.2.
Повышение открытости и доступности информации о бюджете и бюджетном процессе
Формирование и публикация информационных брошюр "Бюджет для граждан" и "Отчет для граждан"
Публикация информационных брошюр в ИТС "Интернет" на портале администрации МР "Койгородский";
повышение заинтересованности граждан вопросами, касающимися бюджета, рост "финансовой грамотности" граждан
ежегодно
Финансовое управление администрации МР "Койгородский"
4.3.
Повышение открытости и доступности информации о деятельности муниципальных учреждений МОМР "Койгородский"
Наполнение и актуализация данных о муниципальных услугах, муниципальных работах, муниципальных учреждениях МОМР "Койгородский" на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru)
Полнота и актуальность данных, размещенных на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru)
постоянно
Отраслевые органы администрации МР "Койгородский"


------------------------------------------------------------------