<Письмо> Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РК от 15.07.2015 N 03-17/08 "Об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 15 июля 2015 г. № 03-17/08

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ
И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В ходе плановых и внеплановых проверок образовательных организаций, расположенных на территории Республики Коми, Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми (далее - Управление) выявляются нарушения требований законодательства об образовании при организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, а именно:
- в образовательных организациях отсутствуют локальные нормативные акты, регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;
- текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся проводятся без учета требований/в нарушение требований утвержденного образовательной организацией локального нормативного акта;
- в образовательных организациях отсутствуют распорядительные акты по организации промежуточной аттестации учащихся;
- промежуточная аттестация учащихся проводится не по всем учебным предметам учебных планов общеобразовательных организаций;
- учащиеся, имеющие академическую задолженность, оставляются на повторное обучение: без права прохождения промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
- в образовательных организациях отсутствует единообразие требований при организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для лиц, обучающихся по разным формам обучения, и др.
Специалистами Управления фиксируются многочисленные нарушения образовательными организациями законодательства об образовании при организации и проведении промежуточной аттестации экстернов.
Управление в целях предупреждения и пресечения нарушений требований законодательства об образовании при осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения и в связи с многочисленными обращениями руководителей образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные организации) разъясняет следующее.
Обязательность осуществления общеобразовательной организацией текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определена:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования".
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения является исключительно компетенцией общеобразовательной организации.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся должны быть в обязательном порядке определены:
1. Локальным нормативным актом общеобразовательной организации, принятым и утвержденным в установленном Уставом порядке. При принятии данного акта необходимо учесть мнение обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в порядке, определенном Уставом организации.
2. Образовательными программами, в том числе:
- учебными планами общеобразовательной организации (формы промежуточной аттестации);
- календарным учебным графиком общеобразовательной организации (сроки проведения промежуточной аттестации);
- рабочими программами учебных предметов.
Отсутствие в общеобразовательной организации регламентации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся квалифицируется как нарушение законодательства об образовании.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Образовательные достижения учащихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке только по тем учебным предмета, которые включены в учебный план общеобразовательной организации.
Под текущим контролем успеваемости принято понимать систематическую проверку учебных достижений учащихся, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой, рабочей программой учебного предмета. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение всего учебного года.
Цели текущего контроля успеваемости:
- контроль уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных тем или иным разделом образовательной программы;
- оценка соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
- проведение оценки работы учащегося педагогом с целью совершенствования образовательного процесса, в том числе коррекции рабочих программ учебных предметов;
- организация и проведение учащимися самооценки его индивидуальных образовательных результатов;
- предупреждение неуспеваемости учащихся.
Особенности проведения текущего контроля успеваемости (порядок, формы, периодичность, количество обязательных оценочных мероприятий) определяются педагогическими работниками в рабочих программах учебных предметов с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, индивидуальных особенностей соответствующего класса/группы учащихся, используемых образовательных технологий и много другого.
Текущий контроль успеваемости может проводиться поурочно, по темам, по учебным четвертям, триместрам, полугодиям. Формы текущего контроля достаточно вариативны: диагностика, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа, проверочная работа, контрольная работа, изложение, в том числе с элементами сочинения, диктант, лабораторная работа, практическая работа, проектная работа, работа с рефератом, собеседование, сдача нормативов и другое.
Фиксация результатов текущего контроля успеваемости осуществляется в общеобразовательных организациях на территории Республики Коми по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ, в том числе может быть предусмотрена удовлетворительная или неудовлетворительная оценка результатов (зачет, незачет). Результаты фиксируются в документах общеобразовательной организации (классных журналах, журналах индивидуального обучения, дневниках учащихся и иных установленных документах).
Законодательством об образовании предусмотрено, что текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение всего учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок.
Порядок выставления отметок по результатам текущего контроля успеваемости регламентируется локальным актом общеобразовательной организации и осуществляется в строгом соответствии с ним.
Успеваемость учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальными учебными планами.
Текущий контроль успеваемости учащихся, временно находящихся в санаторных, медицинских и иных организациях, может осуществляться этими учебными заведениями, а полученные учащимися результаты могут учитываться при выставлении отметок за четверти, триместры, полугодия в порядке, определенном локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Особое внимание обращаем на то, что проведение текущего контроля успеваемости учащегося не допускается сразу после длительного пропуска учебных занятий по уважительной причине.
При получении учащимся неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости педагогический работник вправе в соответствии с образовательной программой самостоятельно определить проведение дополнительной работы с таким учащимся, провести индивидуализацию содержания образования по учебному предмету, корректировку образовательной деятельности в отношении данного ученика.
При организации текущего контроля успеваемости необходимо учитывать, что результаты такого контроля доводятся в обязательном порядке до сведения родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся посредством своевременного заполнения предусмотренных локальным актом общеобразовательной организации документов, в том числе и в электронной форме.
Родители (законные представители) имеют право знакомиться с содержанием образования, в том числе с оценками успеваемости своих детей. Общеобразовательная организация не вправе отказать родителю в информации о результатах текущего контроля, а также в комментариях результатов контроля успеваемости его ребенка. Форма выписки об итогах текущего контроля успеваемости учащегося из соответствующих документов определяется общеобразовательной организацией самостоятельно.
Промежуточной аттестацией учащихся в контексте Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является определение степени освоения учащимися учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в рамках освоения основных образовательных программ общего образования (по уровням) за определенный период (промежуток): год, полугодие, четверть, триместр.
Цели промежуточной аттестации учащихся:
- объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- оценка достижений каждого учащегося, позволяющая выявить затруднения в освоении им образовательной программы и учесть индивидуальные потребности учащегося;
- оценка динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся.
Промежуточная аттестация учащихся в обязательном порядке проводится только по предметам, входящим в учебный план общеобразовательной организации, начиная со второго класса.
Промежуточную аттестацию проходят учащиеся, осваивающие основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования во всех формах обучения, а также учащиеся, осваивающие данные программы по индивидуальным учебным планам.
Формы промежуточной аттестации учащихся (письменная проверка, устная проверка, комбинированная проверка и др.) определяются образовательными программами, а именно учебными планами общеобразовательной организации (могут быть определены по учебным предметам, по образовательным областям, по классам и др.).
Локальным нормативным актом общеобразовательной организации, регламентирующим в том числе порядок осуществления промежуточной аттестации учащихся, может быть предусмотрено проведение аттестации во время образовательного процесса (на уроках)/вне образовательного процесса (сессиях, зачетных неделях и др.).
Варианты проведения промежуточной аттестации разнообразны и могут быть определены общеобразовательной организацией самостоятельно с учетом особенностей организации образовательного процесса и сложившейся практики, например:
1. промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету учебного плана один раз в год, по итогам учебного года;
2. промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету учебного плана по итогам четверти, триместра и (или) полугодия, года;
3. промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету учебного плана по итогам четверти, триместра и (или) полугодия (в формах, определенных учебными планами), а итог промежуточной аттестации за учебный год определяется как совокупный результат четвертных, триместровых, полугодовых аттестаций;
4. промежуточная аттестация по четвертям, триместрам и (или) полугодиям определяется как сумма результатов текущего контроля успеваемости, а за весь учебный год промежуточная аттестация проводится как отдельная процедура в формах, определенных учебными планами общеобразовательной организации.
Сегодня в Республике Коми сложилась практика организации и проведения промежуточной аттестации по определенным учебными планами формам один раз в конце учебного года.
Локальным нормативным актом общеобразовательной организации устанавливаются категории учащихся, которые могут освобождаться от промежуточной аттестации, и основания для их освобождения (участие учащихся в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах по учебным предметам, конференциях и других подобных мероприятиях), а также порядок прохождения промежуточной аттестации лицами, не прошедшими ее в установленные сроки по уважительной причине.
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации учащихся разрабатываются педагогом, группой педагогов в соответствии с образовательными программами, рабочими программами учебных предметов и проходят экспертизу на заседаниях школьных методических групп/объединений/кафедр/педагогических советов.
Промежуточную аттестацию учащихся может проводить педагог, преподающий в данном классе, педагог по учебному предмету, не преподающий в данном классе, комиссия из педагогических работников. Состав лиц, организующих и проводящих промежуточную аттестацию учащихся, утверждается распорядительным актом общеобразовательной организации.
Информация о проведении промежуточной аттестации (перечень учебных предметов, форма, сроки и порядок проведения) доводятся до учащихся и их родителей (законных представителей) посредством размещения на официальном сайте, информационном стенде общеобразовательной организации, проведения родительских собраний, письменных уведомлений и т.д.
Фиксация результатов промежуточной аттестации учащихся осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ, в том числе может быть предусмотрена удовлетворительная или неудовлетворительная оценка результатов (зачет, незачет).
Форма оформления результатов промежуточной аттестации учащихся (ведомости, протоколы и др.) определяется общеобразовательной организацией самостоятельно. Результаты промежуточной аттестации заносятся в документы общеобразовательной организации (классные журналы, журналы индивидуального обучения и иные установленные документы).
Результаты промежуточной аттестации учащихся в обязательном порядке доводятся до сведения родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся посредством заполнения предусмотренных документов (дневник/электронный дневник учащегося). Педагогические работники общеобразовательной организации по запросу родителей обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации в устной форме. Родители имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося письменно в виде выписки по форме, установленной общеобразовательной организацией.
Итоги промежуточной аттестации учащихся подлежат обсуждению на заседаниях методических объединений и педагогических советов общеобразовательной организации.
Решение о выставлении учащемуся итоговой отметки за учебный год принимается по результатам промежуточной аттестации педагогом самостоятельно. Предполагается, что при неудовлетворительном результате промежуточной аттестации учащемуся не может быть выставлена удовлетворительная итоговая отметка за учебный год.
Отметка является количественным результатом промежуточной аттестации учащихся за четверть, триместр, полугодие, год и выставляется в порядке, определенном локальным актом общеобразовательной организации.
Учащиеся, освоившие в полном объеме содержание соответствующей части образовательной программы, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся в следующий класс. Перевод учащихся в следующий класс производится на основании решения педагогического совета, утвержденного распорядительным актом общеобразовательной организации. На заседаниях педагогического совета, проводимых в конце учебного года, рассматривается полнота реализации образовательных программ, уровень освоения образовательных программ учащимися, а также результаты промежуточной аттестации учащихся.
Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации учащихся по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. Условно не могут быть переведены учащиеся 4, 9 классов, так как учащиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Таким образом, данные учащиеся с письменного согласия родителей (законных представителей) остаются на повторный курс обучения в 4 или 9 классах.
Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным предметам, по которым образовалась задолженность. Сроки прохождения промежуточной аттестации для учащихся, имеющих академическую задолженность, определяются распорядительным актом общеобразовательной организации. Данная категория учащихся имеет право:
- на прохождение промежуточной аттестации не более двух раз в пределах сроков, установленных общеобразовательной организацией (в указанные сроки не включается время каникул);
- на получение психолого-педагогической помощи;
- получение консультаций по учебным предметам, по которым образовалась академическая задолженность;
- получение информации о порядке прохождения промежуточной аттестации, сроках и датах ее проведения, составе комиссии.
Общеобразовательная организация совместно с родителями (законными представителями) учащихся, имеющих академическую задолженность, обязаны:
- создать условия для ликвидации академической задолженности;
- обеспечить контроль за своевременностью ликвидации академической задолженности.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз для лиц, имеющих академическую задолженность и не прошедших аттестацию в первый раз, распорядительным актом общеобразовательной организации создается комиссия из числа педагогических работников, находящихся в штате организации. Рекомендуется создавать комиссию в количестве не менее трех человек. Решение комиссии оформляется протоколом проведения промежуточной аттестации по учебному предмету.
Общеобразовательная организация информирует родителей в письменной форме о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося. Оставить учащегося на повторное обучение допустимо только по усмотрению родителей (законных представителей), оформив их согласие в письменной форме. Перевести учащегося на обучение по адаптированным образовательным программам возможно при наличии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей), оформленного письменно. Для перевода учащегося на обучение по индивидуальному учебному плану также необходимо согласие родителей.
Решение о ликвидации/неликвидации учащимися академической задолженности, а также оставление на повторное обучение, перевод на обучение по адаптированным образовательным программам, на обучение по индивидуальному учебному плану утверждается распорядительным актом общеобразовательной организации на основании решения педагогического совета.
Вышеуказанные особенности организации промежуточной аттестации учащихся регламентируются соответствующим локальным нормативным актом общеобразовательной организации.
Промежуточная аттестация экстернов проводится для лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшихся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам. Промежуточная аттестации экстернов проводится в соответствии с локальным нормативным актом общеобразовательной организации в сроки и формах, установленных образовательной программой (учебным планом, календарным учебным графиком).
По заявлению экстерна общеобразовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.
Экстерны при прохождении промежуточной аттестации пользуются академическими правами учащихся по соответствующей общеобразовательной программе, в том числе имеют право на: бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями, психолого-педагогическую помощь, помощь педагогов по учебным предметам учебного плана.
Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в общеобразовательной организации, должен подать заявление о зачислении его экстерном в данной организации. Зачисление экстерна оформляется распорядительным актом общеобразовательной организации в порядке, определенном статьей 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и правилами приема обучающихся данной общеобразовательной организации. По окончании прохождения промежуточной аттестации экстерн отчисляется распорядительным актом из общеобразовательной организации.
По итогам проведения промежуточной аттестации экстерну выдается документ установленного общеобразовательной организацией образца о результатах прохождения промежуточной аттестации по общеобразовательной программе за период, курс обучения.
Неудовлетворительные результаты по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам общеобразовательной программы соответствующего уровня признаются академической задолженностью. Экстерн имеет право на ликвидацию академической задолженности в порядке, установленном локальным нормативным актом общеобразовательной организации. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, должны продолжить обучение в общеобразовательной организации.
Обращаем внимание на то, что текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся являются неотъемлемыми элементами внутренней системы оценки качества образования каждой общеобразовательной организации.
Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении порядка организации и проведения промежуточной аттестации учащихся, может квалифицироваться как административное правонарушения по части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление настоятельно рекомендует принять меры по недопущению нарушений требований законодательства об образовании при осуществлении текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся в общеобразовательных организациях и нарушений академических прав граждан на доступное образование.
В связи с этим общеобразовательным организациям необходимо:
- определить единые подходы к проведению контрольно-оценочных мероприятий;
- избегать избыточности контрольных процедур;
- провести анализ действующих в общеобразовательной организации локальных нормативных актов, регламентирующих процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;
- внести изменения и дополнения в действующие локальные нормативные акты;
- строго соблюдать требования утвержденных в общеобразовательной организации локальных нормативных актов.
Организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся является исключительной компетенцией общеобразовательной организации и от того, как будет выстроена работа по данному направлению деятельности учреждения, будет зависеть качество предоставляемых образовательных услуг и их привлекательность для участников образовательных отношений.

Начальник Управления
Н.ЯКИМОВА


------------------------------------------------------------------